1. Политическая война
  2. Ситуация в Африке
Виндхук, / ИА Красная Весна

Членство Намибии в МУС постоянно оценивается — министерство

Изображение: Джон Морган. Скамья присяжных заседателей. 1864
А судьи кто?
А судьи кто?

Намибия в настоящее время не отказывается от своего членства в Международном уголовном суде (МУС) на фоне постоянных обвинений в его предвзятости. Однако эта позиция может быть в любой момент пересмотрена, если в будущем страна почувствует, что суд больше не служит национальным интересам Намибии, заявило министерство международных отношений, 28 апреля сообщает газета Namibian Sun.

Исполнительный директор МИД Намибии, посол Пенда Наанда заявил, что членство Намибии основано на национальных интересах, добавив, что ситуация с МУС постоянно оценивается.

На этой неделе СМИ сообщали, что ЮАР выходит из МУС, чтобы не быть обязанной арестовывать президента России Владимира Путина, который может посетить предстоящий саммит БРИКС, намеченный на август в Йоханнесбурге.

Однако позже сообщалось, что предполагаемый уход Южной Африки из МУС не соответствует действительности.

«Президент хотел бы уточнить, что Южная Африка остается стороной, подписавшей Римский статут», — говорится в заявлении офиса президента Сирила Рамафосы, опубликованного во вторник, в котором указывается, что комментарии президента были трактованы «ошибочно».

Первоначальные известия о предполагаемом уходе Южной Африки из МУС вызвали в Намибии дебаты о том, что, возможно, стране следует занять такую же позицию. Наанда пояснил в своем заявлении, что такое решение правительством не рассматривается.

«Намибия активно участвовала в переговорах, которые привели к принятию Римского статута в 1998 году, и приняла суверенное решение присоединиться к суду, став государством-участником, исходя из своих национальных интересов. Если возникнет ощущение, что суд больше не служит нашим национальным интересам… должно быть принято суверенное решение об отзыве или ином решении», — сказал он.

В министерстве добавили, что им неизвестно о каких-либо попытках выйти из МУС, который часто обвиняют в избирательности и предвзятости в отношении Африки: «В настоящее время министерству международных отношений ничего не известно о каких-либо соображениях правительства относительно выхода Намибии из МУС».

Наанда сказал, что в прошлом Намибия выражала некоторую обеспокоенность глобальным отправлением международного уголовного правосудия, особенно МУС. «Как государство-участник Намибия продолжает участвовать в ассамблее государств-участников, которая является высшим директивным органом суда», — добавил он.

Кандидат в президенты и министр международных отношений Нетумбо Нанди-Ндайтва в 2015 году заявила, что Намибия, не колеблясь, выйдет из своего членства в МУС.

«Наш президент ясно дал понять, что МУС больше не служит своей цели. Им нравится обращать внимание на то, что происходит в Африке, но когда очевидные зверства происходят за пределами континента, они предпочитают хранить молчание»,  — сказала она тогда в интервью New Era LIVE.

Директор Института государственной политики и исследований (IPPR) Грэм Хопвуд в своем комментарии к заявлению министерства сказал, что лучше всего, чтобы Намибия оставалась членом МУС, несмотря на его недостатки:

«Было бы лучше, если бы Намибия ясно заявила о любых своих жалобах на МУС, но всё же осталась и работала над улучшением его работы и охвата дел, которые он ведет».

В свою очередь, академик Руи Титенде считает, что для Намибии будет лучше отказаться от членства в МУС, а африканцам необходимо сформировать аналогичную ассоциацию, чтобы иметь механизм для привлечения африканских лидеров к ответу.

«Я не думаю, что мы должны быть подписантом, — сказал политолог о МУС. — Это инструмент для наказания африканцев. Это инструмент неоколониализма. Мы должны создать свои собственные институты на африканском континенте, чтобы привлекать к ответственности африканских лидеров».

Намибия стала государством — участником Римского статута МУС, 25 июня 2002 года. Этот статут с тех пор является частью законодательства Намибии и имеет обязательную силу для государства в соответствии со статьей 144 конституции Намибии.