Министр не увидела разницы между советским и современным образованием

Изображение: Скриншот Большого родительского собрания—2021
О. В. Петрова и Д. В. Мелик-Гусейнов
О. В. Петрова и Д. В. Мелик-Гусейнов

Никакой разницы между советским и современным российским школьным образованием не видит новый министр образования Нижегородской области Ольга Петрова, ответившая на вопрос слушателя 9 февраля в ходе Большого родительского собрания—2021, состоявшегося в онлайн-режиме на странице министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в социальной сети «ВКонтакте».

Среди вопросов, поступивших в чат виртуального родительского собрания, был и призыв «Верните образование СССР!». Ведущий собрание замгубернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов предложил Ольге Петровой «на эту тему пофилософствовать. Про образование в СССР и в современной России?».

Ответ нового областного министра образования был неожиданным: «Я даже не знаю… честно сказать… ну, разные ФГОСЫ… Образование в СССР, ну честно, я вспоминаю своё образование, оно у меня было — образование СССР, — но может другие учебники, а смысл-то всё по сути тот же самый, та же самая таблица умножения, таблица Менделеева, все те же задачи физики, химии, математики, геометрии, алгебры, биологии, т. е. всё то же самое».

Комментарий редакции

Очевидно, что под «образованием СССР» вопрошающие родители имели в виду вовсе не содержание таблицы умножения и сколь угодно хороших учебников, а уровень их освоения советскими школьниками. Сегодня этот уровень запредельно низкий. Неслучайно в базовом ЕГЭ по математике появились вопросы на «чувство числа», где выпускник должен правильно сопоставить, например, пуговицу и грузовой автомобиль с граммами и тоннами, и тем самым дотянуть количество баллов до аттестационного минимума.

Не беда и в том, что впервые понятие образовательного стандарта в России (ФГОС) появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», а в СССР такого понятия не было.

Важнее, что в целом, на уровне смыслов, образование СССР колоссально отличается от современного. Еще в 2007 году на это прямо указал экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко, противопоставив цели советской и российской образовательных систем — «подготовку человека-творца» и взращивание «квалифицированного потребителя».

Родители убеждены, что отсутствие целостных знаний и ориентация выпускника на потребление обернутся для детей низким социальным статусом и препятствием для достойной жизни. Их требование вернуть советское образование связано с этим справедливым опасением.