Вакцина против вируса РСВ найдена спустя 60 лет исследований
Прививку GSK от респираторно-синцитиального вируса (РСВ) одобрило Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами США, сообщает 4 мая японская англоязычная газета The Japan Times.
Продукт для пожилых людей поступит в продажу в ближайшие недели.
Медицинские прорывы редко происходят в одиночку, и этот случай не исключение. Британская фармацевтическая компания GlaxoSmithKline (GSK), стремящаяся подтвердить свою роль ключевого игрока в индустрии вакцин после отставания в борьбе с COVID-19, вероятно, будет вынуждена в течение нескольких недель сразиться с одним из крупнейших конкурентов — Pfizer.
«Это, безусловно, революция в профилактической помощи», — сказала Эмили Филд, руководитель отдела европейских фармацевтических исследований Barclays. GSK уже продает вакцину-блокбастер для защиты пожилых людей от опоясывающего лишая, и если они смогут повторить этот успех с РСВ, «тогда они окажутся в очень хорошем положении», — отметила Филд.
Выход на рынок первым позволит GSK получить преимущество в обсуждении своих предложений с врачами и страховщиками. В этом году AstraZeneca и Sanofi также готовят антитело длительного действия против РСВ. Moderna Inc. так же работает над прививкой РНК-мессенджера для лечения респираторного заболевания.
РСВ оказался «одной из наиболее труднодоступных целей для вакцинации, — сказал в интервью Люк Милс, коммерческий директор GSK. — Миру повезло, что ряд инноваций позволил это сделать».
Обнаруженный в 1956 году вирус быстро стал признан одной из наиболее распространенных причин детских заболеваний. В 1960-х годах экспериментальная вакцина была испытана на младенцах. Но вместо того, чтобы защитить младенцев, укол, как оказалось, усугубил болезнь, что привело к еще большему количеству госпитализаций и двум смертельным случаям.
Результат оказал сдерживающее воздействие на научное сообщество, затормозив исследовательские усилия по крайней мере еще на десятилетие.
По данным Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США, РСВ, вызывающий острые респираторные заболевания, поражает 64 миллиона человек во всем мире и ежегодно становится причиной 160 000 смертей.
Вирус вызывает легкие респираторные симптомы у здоровых взрослых и детей старшего возраста. Однако у пожилых людей и младенцев это может спровоцировать тяжелую инфекцию и стать опасным для жизни. Это основная причина госпитализации маленьких детей в Америке. Для тяжелобольных пациентов единственным вариантом является подход, напоминающий первые дни пандемии: подключить их к аппарату искусственной вентиляции легких, чтобы помочь им дышать.
Поскольку в этом году на прилавках аптек в США, вероятно, появятся четыре продукта, производители лекарств будут стремиться быстро занять доминирующее положение. Формируются два рынка: люди пожилого возраста или со слабым иммунитетом, а также беременные женщины и младенцы.
По оценкам GSK, пиковые продажи вакцины для взрослых в возрасте 60 лет и старше составят более 3 миллиардов фунтов стерлингов (295 млрд руб.), и аналитики видят потенциальный объем рынка в 10 миллиардов долларов к 2032 году. Одна из двух вакцин, которые Pfizer планирует внедрить, нацелена на ту же группу, что и экспериментальный продукт Moderna.
Комиссия Центров США по контролю и профилактике заболеваний соберется в следующем месяце, чтобы обсудить препараты GSK и Pfizer и дать рекомендации, которые могут стать ключевыми для их продвижения на рынке. Обе вакцины показали высокую эффективность в клинических испытаниях — примерно 94% против тяжелых заболеваний у GSK и около 86% у Pfizer — и обе могут вводиться одновременно с ежегодными прививками от гриппа.
Одним из потенциально отличительных факторов может быть долговечность. Ожидается, что обе компании вскоре представят данные, показывающие, продлилась ли защита в течение двух сезонов, которые обычно приходятся на более холодные зимние месяцы, подобно гриппу.
«Мир ждал чего-то подобного 60 лет», — сказала Тоня Виллафана, глобальный руководитель отдела инфекционных заболеваний Astra, которая руководила разработкой продукта. Она высоко оценила влияние, «которое это может оказать на младенцев, их семьи и системы здравоохранения в течение следующего десятилетия».