1. Культурная война
  2. Выставка
Рим, / ИА Красная Весна

В Италии открылась выставка в память о Данте Алигьери

Гюстав Доре. Иллюстрация к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия». Ад. Скупцы и расточители
Гюстав Доре. Иллюстрация к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия». Ад. Скупцы и расточители

В выставочном зале Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии — Скудерие дель Квиринале — в память о Данте Алигьери, 700-летие со дня смерти которого отмечали 14 сентября 2021 года, представлена новая тематическая экспозиция «Инферно», 15 декабря пишет Михаил Швыдкой на страницах «Российской газеты».

Кураторы связывают выставку прежде всего с «Божественной комедией». По их словам, восприятие преисподней глазами художников разных стран и эпох заставляет заново заглянуть в самих себя и остро пережить субъективный опыт, вписав его в космическую картину мира, всегда тревожного и неизменно скрывающего свои тайны.

В старинном римском здании на Квиринальском холме была представлена грандиозная выставка произведений Рафаэля Санти, которая минувшим летом работала чуть ли не круглосуточно. Ее создавали к 500-летию со дня смерти создателя «Сикстинской мадонны» в начале 2020 года, но из-за пандемии показ был прерван, — публика смогла вернуться в залы Скудерие дель Квиринале лишь в 2021 году.

Новая экспозиция, посвященная образам бесчисленных страданий грешного человечества, стала контрастом праздничной выставке произведений Рафаэля.

Также анатомический театр в Падуе был визуальной моделью Дантова «Ада». На экспозиции представлены уникальные произведения — от поразительной в своей изысканности скульптуры «Грехопадение мятежных ангелов», предположительно работы Франческо Бертоса, который вырубил сотню фигур, соединенных динамикой борьбы и страданий, из единого куска мрамора, до иллюстраций Боттичелли к первой песне «Божественной комедии».

Признанные шедевры Босха, Кранаха, Родена, Пикассо, Мунка здесь соседствуют с артефактами менее известных мастеров.

Картина «Ад» неизвестного португальского художника, написанная во втором десятилетии ХVI столетия изображает Сатану, сидящего на некоем подобии трона африканского вождя. Он и его помощник-трансгендер явно не принадлежат к белой расе, которую они наказывают за совершенные грехи.

Важнейшая часть работ на выставке в Скудерие дель Квиринале посвящена рукотворному аду — аду современных городов, живущих в лихорадочном ритме предощущения катастрофы, аду концлагерей, где погибают невинные души.