1. Социальная война
  2. Процессы в Африке
Виндхук, / ИА Красная Весна

Верховный суд поручил правительству Намибии изменить закон о тюрьмах

Изображение: Валантен де Булонь. Портрет Рафаэлло Меникуччи (фрагмент). 1631
Спорный закон
Спорный закон

18 месяцев дал правительству Намибии на внесение поправок в закон об одиночном заключении лиц, содержащихся в тюрьмах, Верховный суд страны, 19 июля сообщает газета The Namibian.

В решении, вынесенном во вторник Верховным судом Намибии, раздел Закона об исправительной службе, в котором говорится о помещении проблемных заключенных в отдельных камерах, а также положение об одиночном заключении были признаны несовместимыми с конституционной защитой свободы и запретом произвольного задержания.

Суд приостановил на 18 месяцев опубликование своего заявления о неконституционности части этого закона и одного из правил, изданных в соответствии с законом, чтобы дать парламенту и правительству время исправить недостатки, выявленные им в законе.

Верховный суд также постановил, что категорический отказ тюремных властей в свиданиях с заключенными, ожидающими суда, без учета существа дела каждого отдельного задержанного несовместим с конституционными гарантиями уважения человеческого достоинства и защиты права на свободу и справедливое судебное разбирательство.

Кроме того, в другом своем решении Верховный суд постановил, что перевозка заключенных в транспортных средствах, когда их руки скованы наручниками за спиной, а сами транспортные средства не оборудованы средствами безопасности для предотвращения возможного вреда заключенным во время их перевозки, несовместима с конституционным запретом на жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение.

Суд также заявил, что включение в Закон об исправительных учреждениях заключенных, ожидающих суда, в определение «правонарушителя» до вынесения им приговора противоречит конституции.

Срок действия этого решения о неконституционности положений закона также откладывается на 18 месяцев, чтобы дать законодательным органам и правительству время исправить дефекты, обнаруженные судом в законе.

Суд вынес это решение по апелляции, поданной заключенным, содержащимся в исправительном учреждении столицы Намибии Виндхуке, — гражданином США, обвиняемым в убийстве, Кеваном Таунсендом.

Она была подана после того, как в июле 2020 года исполняющий обязанности судьи Высокого суда Коллинз Паркер вынес решение, в котором он частично отклонил конституционные возражения Таунсенда и его сокамерника, ожидающего суда, бывшего судьи Жако Кеннеди, против обращения, противоречащего конституции, которому, как они утверждали, эти заключенные подвергаются со стороны тюремных властей.

В своем решении Паркер объявил использование наручников на заключенных, ожидающих суда, при их транспортировке в Намибии, а также часть закона, позволяющую тюремным властям надевать наручники на проблемных заключенных, как неконституционные.

Однако судья Высшего суда отклонил жалобы Таунсенда и Кеннеди на запрет свиданий заключенным, ожидающим суда; на включение заключенных, ожидающих суда, в определение «правонарушителя» в Законе об исправительных учреждениях, а также на предполагаемую неконституционность части акта и положения исправительной службы об одиночном содержании заключенных.

Заместитель председателя Верховного суда Петрус Дамасеб, подписавший решение Верховного суда, заявил, что схема одиночного заключения, которая не дает заключенному возможности потребовать прекращения содержания в отдельной камере, «неправомерно увековечивает лишение заключенного значимых человеческих контактов с другими людьми».

Дамасеб отметил, что в соответствии с законом, тюремные власти могут поместить заключенного в одиночную камеру на первоначальный период в 30 дней, который может быть продлен еще на 60 дней генеральным комиссаром исправительной службы Намибии, а также может быть продлен и далее с согласия министра, ответственного за пенитенциарную систему страны.

Дамасеб заявил, что тот факт, что Закон об исправительной службе и положение об одиночном заключении не содержат механизма, позволяющего заключенному провести независимую проверку законности его содержания под стражей, несовместимы с конституцией и представляют собой произвольное задержание.

Во время посещений тюрем заместитель главного судьи отметил, что Закон об исправительной службе позволяет начальнику тюрьмы разрешать «правонарушителям» принимать посетителей.

Он заявил, что этот факт никоим образом не оправдывает полный отказ в посещениях заключенных, ожидающих суда.

Дамасеб также заявил, что включение заключенных, ожидающих суда, в определение «правонарушителя» «наносит удар в самое сердце гарантированной Конституцией презумпции невиновности» и может фактически повлиять на восприятие и поведение лиц, осуществляющих наблюдение за такими людьми в исправительном учреждении.

Верховный суд в итоге удовлетворил апелляцию Таунсенда и отменил решение Высокого суда.