Иордания может стать первой страной, потерявшей все источники пресной воды — чиновник
Крайне тяжелая ситуация с обеспечением страны пресной водой сложилась в Иордании, 19 апреля сообщает информационный портал Phys.org.
По данным Иорданского водного проекта Стэнфордского университета, количество осадков в стране ежегодно уменьшается и к 2100 году может сократиться на 30%. А ненадежная экономика страны означает, что опреснение, которое используют некоторые из более богатых соседей Иордании, на данный момент — слишком дорогостоящий для нее вариант.
«Ситуация здесь безрадостная, — заявил официальный представитель министерства водных ресурсов Омар Саламе. — Без огромной поддержки для реализации проектов развития Иордания не будет иметь ресурсов для обеспечения водой».
Масштаб кризиса особенно виден по состоянию водно-болотных угодий Азрака: когда-то пышные, заполненные водой стоянки для перелетных птиц теперь опустошены из-за чрезмерной зависимости от водоносного горизонта. Примерно на 92% территории страны выпадает менее 200 миллиметров осадков в год — только в девяти странах мира годовое количество осадков меньше, чем в Иордании.
По данным Института мировых ресурсов, страны Ближнего Востока возглавляют список стран с наибольшим дефицитом водных ресурсов. Согласно отчету Всемирного банка за 2017 год, этот регион также является «глобальной горячей точкой неустойчивого водопользования», и любая доступная вода подвергается дальнейшему ухудшению из-за сброса солей в результате опреснения и загрязнения неочищенными сточными водами. Низкое качество воды обходится правительствам в 2,5% их валового внутреннего продукта.
Положение усугубляется и погодными условиями — жарким летом. Институт химии Макса Планка прогнозирует, что средняя дневная температура в скором времени превысит 116 градусов по Фаренгейту (46,7° С), а ночью достигнет почти 90 градусов (32° С).
Проблема воды в Иордании во многом объясняется простой математикой: в 1950-х годах ее население составляло полмиллиона человек. Сейчас их более 10 миллионов. И проживают они в стране, водоснабжение которой, по словам исследователей, не может обеспечить население, превышающее 2 миллиона. Жители обходятся 135 кубометрами воды на человека в год; ООН определяет «абсолютный дефицит» в 500 кубометров в год.
Этот демографический взрыв является не столько результатом рождаемости иорданцев, сколько репутацией страны как так называемого оазиса стабильности в не очень стабильном районе. Сюда устремлен поток беженцев из нестабильных соседних стран. Перепись 2016 года оценила количество беженцев в 2,9 миллиона человек, включая примерно 1 миллион рабочих-мигрантов в стране.
Ситуация усугубляется и другими не менее значимыми факторами. Так, Сирия, которая контролирует сток реки Ярмук в Иорданию, построила выше по течению более 40 плотин и тысячи колодцев для орошения своих сельскохозяйственных культур, оставив Иордании только пятую часть доли воды.
На границе Иордании с Сирией находится плотина Аль-Вехда, бетонная набережная высотой почти 110 метров. Ее мощность составляет 110 миллионов кубических метров, что делает ее крупнейшей плотиной Иордании, надежным источником более трети водоснабжения страны. Но он никогда не был заполнен более чем наполовину из-за сирийских плотин и колодцев.
«Мы должны были расширить плотину и построить гидроэлектростанцию. Мы планировали получить воду, а сирийцы — электричество, — сообщил Мунтер Маайе, один из управляющих плотины. — Но воды, которую мы получаем от сирийцев, для этого недостаточно».
Израиль также отобрал около 600 миллионов кубометров воды в Галилейском море — другом озере — из реки Иордан. В результате сток реки упал на 90% до мизерных 200 миллионов кубометров в год (в соответствии с мирным соглашением 1994 года Израиль регулярно перекачивает воду из реки Иордан в королевство).
Чтобы восполнить дефицит, Иордания всё чаще обращалась к невозобновляемым источникам воды, таким как водоносные горизонты. В Иордании их 12, но они уже перекачивают на 160% больше, чем нужно для их пополнения; 10 почти исчерпаны.
Низкое предложение в сочетании с растущим спросом вынудило правительство ограничить подачу воды. На практике это означает, что большинство домов не получают водопроводную воду чаще, чем раз в неделю. По словам Саламе, многие жители прибегают к незаконному бурению скважин.
Внутренняя топография Иордании также играет роль. Например, более половины водоснабжения Аммана поступает из водоносного горизонта Аль-Дизи, примерно в 200 милях к югу. Другая часть взята из водоносного горизонта Азрак, в 50 милях к востоку.
«Это огромные расходы для государственной казны», — сообщил Саламе, оценивая стоимость в $4 за кубометр от водоносного горизонта до крана. По заявлению правительства, потребность в электроэнергии для перекачивания воды составляет более шестой части от общего объема производства электроэнергии в стране.
(теги пока скрыты для внешних читателей)