1. Социальная война
  2. Война с образованием
Ушаки, / ИА Красная Весна

Власти Ленобласти заигрались в «демократию» за счет будущего  школьников

Изображение: Константин Голубев © ИА Красная Весна
Фойе ушакинской школы № 2
Фойе ушакинской школы № 2
Фойе ушакинской школы № 2

Администрация и Комитет по образованию Тосненского района не намерены закрывать или реорганизовывать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ушакинская основная общеобразовательная школа № 2» (МКОУ «Ушакинская ООШ № 2»), заявила Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области Тамара Литвинова 15 ноября журналистам во время публичной встречи с родителями учащихся во 2-й Ушакинской школе, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Тем не менее какую-либо информацию о планах развития школы (за исключением информации о том, что «есть план развития на три года», который «утверждается руководителем образовательной организации, а согласуется с учредителем»), чиновники районного комитета образования предоставить отказались. После вопроса о наличии плана развития школы, прозвучавшего на встрече в здании школы, чиновниками категорически заявлено, что «диалог должен быть прекращен».

На встрече присутствовали:

— Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области (УПР) Тамара Александровна Литвинова,

— Помощник УПР Литвиновой, Любовь Николаевна,

— Заместитель Главы Администрации Тосненского района Александр Дмитриевич Наумов,

— Председатель Тосненского районного Комитета образования Нина Лаврентиевна Грачева,

— Главный специалист Тосненского районного Комитета образования Виталий Валерьевич,

— Неопределенное число помощников.

На встречу чиновники приехали на шести легковых автомобилях в сопровождении полувоенного грузовика с пассажирским кунгом. Эта машина серого цвета с синей полосой находилась на дежурстве на территории школы на заднем дворе у котельной до окончания встречи. Сама встреча проходила в фойе школы.

Приводим полное содержание диалога между родителями и чиновниками с участием представителей СМИ:

Корр.: (родителям): Здравствуйте. Мы пришли встретиться с Наумовым и Литвиновой, говорят, они здесь у Вас сегодня.

Родитель: Здесь они, здесь. Их здесь сегодня полно. Сегодня приехали восемь человек, и Грачева здесь. Они сейчас разговаривают у директора в кабинете насчет автобуса. Потому что здесь автобус выехал (на трассу Московское шоссе — прим. ИА Красная Весна), и фура — чуть ли не в него, и он выскочил на встречку, мы вообще… так выворачивал, не мог подождать что ли, чтобы пропустить. Вот они там сейчас объясняются. Мы боимся с ним ездить, с этим водителем.

Корр.: Этот водитель какой-то новый?

Родитель: Да, новый. Ивана Борисыча (прежний водитель школьного автобуса — прим. ИА Красная Весна) у нас забрали, то есть он сам ушел, ему зарплату платить перестали. В этот раз хоть нормально разговаривают, в прошлый раз так кричали, руками на нас размахивали. Мы у них спрашиваем — за что Нину Алексеевну сняли? Отвечают: «Так надо».

Из кабинета директора школы в фойе выходят чиновники.

Корр: Здравствуйте. Мы, наверное, вас ждем. Журналисты и представители родителей.

Помощник УПР Т. А. Литвиновой (Любовь Николаевна): А по какому поводу Вы сегодня здесь, в школе, можно у вас спросить?

Корр: А по такому же поводу, что и Вы.

Т. А. Литвинова: Мы рассматриваем обращение граждан, приехали на основании… девятого закона.

Помощник УПР Т. А. Литвиновой: А Вы подписывали к нам обращение?

А. Д. Наумов: У Вас от каждого есть доверенность?

Корр.: Дело не в доверенности. Мы с Вами просто хотели поговорить как…

А. Д. Наумов: Вот после встречи можем поговорить.

Помощник УПР Литвиновой: Давайте, дождитесь.

Т. А. Литвинова: Вот я поговорю с десятью родителями, которые подписали письмо, и я с Вами с удовольствием поговорю. Я — уполномоченный по правам ребенка Литвинова Тамара Александровна.

Корр.: Вы считаете что мы не можем здесь находиться?

Помощник УПР Литвиновой: Для этого основания нужны.

Т. А. Литвинова: Да, нужны основания.

Корр.: (поворачиваясь к выходу): Спасибо за то, что вы нас встретили, поговорили…

Т. А. Литвинова: Мы с Вами обязательно поговорим. Только дождитесь меня, пожалуйста.

Корр.: Так мы таки можем на территории школы находиться?

Т. А. Литвинова: На территории — пожалуйста.

Корр.: Хорошо, спасибо. Спасибо Вам большое, дождемся.

Т. А. Литвинова: А где родители? Родители пришли?

Родитель (другой): Они в суде были. Было объявление, что у Нины Алексеевны (бывшего и. о.директора школы — прим. ИА Красная Весна) сегодня судебное заседание. И в это же время Вы вызвали почему-то нас сюда.

Помощник УПР Литвиновой: Секундочку. Про Нину Алексеевну мы ничего не знаем.

Родитель: Большинство родителей сейчас находятся в суде… Следующее заседание назначено на 21 ноября на 12 дня.

Н. А. Литвинова: На 21 ноября?

Родитель: Да. И чтобы опять такого не получилось, что, понимаете, вы сюда приехали, и родители все там. Большинство родителей находится там, которые Нину Алексеевну поддерживают. И в прошлом году, на выпускной, собрались все ветераны, кто в этой школе учился, собрались также родители, которые именно болеют за детей, которые знают, что Нина Алексеевна… у меня ребенок шесть лет учится в этой школе… ни разу столько не был (на экскурсиях и в поездках — прим. ИА Красная Весна), за прошлый год (когда школой руководила Н.А.Симанова — прим. ИА Красная Весна) он объездил у меня половину области.

Т. А. Литвинова: В учебное время?

Родитель: Нет, на выходных. Детей у меня трое. Поэтому я и беспокоюсь сейчас за них.

Т. А. Литвинова: А классы какие?

Родитель: Пятый и шестой.

Корр.: Мы хотели бы, чтобы Вы поделились планами развития школы. Есть ли у Вас план развития? Или нет? Или он есть, но поделиться планами развития Вы не можете?

Т. А. Литвинова: Я — уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области. Пускай меня записывают, я этого не боюсь, пусть все будет открыто. Хотя, прежде чем записывать, спрашивать разрешения нужно — можно ли записать, что мы собираемся сказать. Это я вам, правозащитники, говорю. Поэтому я бы хотела, чтобы родители, которые были на родительском собрании, первый раз когда я была, и сказать, какие решили, буквально, у нас же был протокол и мы по протоколу решали все вопросы, которые нужно было отработать. Сегодня мы приехали рано, посмотрели, все ли сделано согласно протоколу, и хотели доложить родителям. Так вот, раз Вы папа троих детей, мы Вам докладываем… почти все решено… Питание горячее… ребята сказали, им нравится, они кушают с удовольствием; более того, я посмотрела — молоко, дети берут молоко, никто его практически домой не уносит, все пьют, ребята очень довольны; дальше с вопросом по географии — вопрос решен, с внеклассным дополнительным образованием сюда приезжали четыре педагога из — как оно у Вас правильно называется? — центр в Ушаках…

Родитель: Центр народного творчества.

Т. А. Литвинова: Центр народного творчества, прошли по классам, записали, какие ребята в каких кружках будут заниматься — вопрос разрешен; и последний вопрос — по три дэ, который тоже решает директор школы. Еще было у меня два вопроса от родителей (которые на сегодня не решены — прим. ИА Красная Весна), чтобы вы знали, потому что все равно Вы общаетесь с родителями; было два вопроса — можно ли в этой школе делать группу дошкольников и почему на сегодняшний день столовая сама не готовит пищу? … По санитарным нормам здесь нельзя делать детский сад. Сегодня Роспотребнадзор — понимаете, что это такое? — не дает разрешения на воду. Но в законе об образовании написано, что … Поэтому Комитет по образованию сегодня выполняет питание. Сегодня другие встали вопросы. Вопрос по поводу маршрута, автобус ходит куда. Мы эти вопросы уже отрегулировали. Я сказала — если есть родители, которые считают, что детям дается некачественное образование, если есть вопросы, связанные с получением детьми качественного образования…

Родитель: Нина Алексеевна…

Т. А. Литвинова: Еще раз говорю, в компетенцию уполномоченного по правам ребенка не входит вопрос смены директора или, наоборот, восстановление на должность директора.

Корр.: А получение детьми образования качественного входит в Вашу компетенцию?

А. Д. Наумов: Э-э-и-и…

Т. А. Литвинова: Входит.

Корр.: Вы говорили о том, что Роспотребнадзор не дал разрешения на…

Т. А. Литвинова: На воду.

Корр.: Не дал разрешения на дошкольное учреждение. А Вы можете сказать, кто и в какой форме обращался в Роспотребнадзор и кому и в какой форме это несогласие отвечено?

Т. А. Литвинова: У меня есть ответ администрации Тосненского района о том, что размещение здесь группы дошкольного образования невозможно.

Корр.: То есть администрация Тосненского района Вам отказала?

Т. А. Литвинова: Не отказала, дала пояснения.

Корр., обращаясь к А. Д. Наумову: Что нам скажет Администрация Тосненского района по этому поводу, в какой форме Вы обращались в Роспотребнадзор?

А. Д. Наумов: Я вынужден попрощаться, спасибо Вам большое, до свидания.

Т. А. Литвинова: До свидания.

А. Д. Наумов вышел из школы.

Корр: Мы сейчас задавали вопрос Тосненской администрации и не смогли получить на него ответ. Скажите, Вы знаете о каких-то планах развития школы, которые есть у Тосненской администрации? Планах развития школы и школьного образования?

Представитель УПР Литвиновой: А Вы разрешение на запись попросили?

Корр.: Вы можете не отвечать.

Представитель УПР Литвиновой: Я предлагаю так: так как ситуация разворачивается по неправовому сценарию…

Т. А. Литвинова: Угу…

Представитель УПР Литвиновой: …разрешения представители прессы не попросили на запись, поэтому давать комментарии и отвечать на вопросы, я считаю, Вы должны прекратить. Поэтому, если товарищи хотят задать какие-то вопросы, пусть письменно обращаются в наш адрес, мы пригласим Вас в аппарат.

Корр.: Как Вас зовут?

Представитель УПР Литвиновой: Любовь Николаевна.

Т. А. Литвинова: Значит так, мы действительно готовы пригласить Вас к себе в аппарат и вести с Вами разговор, пожалуйста.

Корр.: Что Вам сейчас мешает это сделать?

Т. А. Литвинова: В принципе ничего мне не мешает это сделать.

Корр.: Может Ваш помощник? Она Вами руководит? Или Вы самостоятельны?

Т. А. Литвинова: Вы не задавайте мне такие вопросы. Вас интересует — что будет в отношении этой школы, наверное Вас интересует, будет ли она сливаться/закрываться или нет?

Корр: Да, именно.

Т. А. Литвинова: Не будет. [раздельно по слогам] Не — бу — дет! Это — точно! И пожалуйста, успокойте жителей всех поселка Ушаки, что школа закрываться не — бу — дет. Следующий какой вопрос?

Корр.: Скажите, какие планы развития школы Вам представила Тосненская Администрация?

Т. А. Литвинова: У нас есть подтверждение Тосненской администрации, что на следующий год будут ремонтировать спортивную площадку. И будут ремонтироваться полностью внутренности школы.

Корр.: А планы развития, имеется в виду: учебные программы, программы дополнительного образования? Спортивная площадка — это вопрос номер два.

Родитель: А почему экскурсии отменили? У меня ребенок два года ходил в бассейн. С первого по четвертый класс в прошлом году дети ездили в бассейн. Почему в этом году у меня ни один ребенок не ездил в бассейн, почему в этом году ни на одну экскурсию дети не ездили?

Т. А. Литвинова: Значит, давайте говорить конкретно. Каждый раз, когда я к вам приезжаю, вы задаете каждый раз мне новые вопросы. Сегодня у вас стоит вопрос — почему дети не ездят в бассейн? Значит, мы этот вопрос изучим и Вам дадим ответ.

Корр: Вопросы конкретно о программах развития школы.

Т. А. Литвинова: Конкретно о программах. Значит, мы Вам этот вопрос, ответ подготовим. Еще что?

Специалист РайКомОбра (Виталий Валерьевич): Вы нам давайте список вопросов.

Т. А. Литвинова: Вы поймите меня правильно. У меня есть закон об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области, я работаю в соответствии с законом, сегодня я приехала по рассмотрению обращения граждан. Я приготовила ответ и встречу, разумеется. Сегодня Вы задаете мне другие вопросы. С нами сегодня есть учредитель — Комитет по образованию Тосненского района. Какие вопросы еще?

Корр.: А почему Ваш представитель начала разговор с того, на каком основании мы здесь находимся?

Т. А. Литвинова: Потому что Вы сегодня не родитель, дети которых обучаются.

Родитель: Родители сейчас находятся в суде.

Представитель УПР Литвиновой: У нас есть законодательство, которое четко регламентирует нахождение лиц на территории…

Корр.: У Вас уполномоченный может сам отвечать на вопросы?

Т. А. Литвинова: Может!

Корр.: Скажите, а каким законом регламентируется нахождение лиц?..

Специалист РайКомОбра: Законом об образовании.

Т. А. Литвинова: 273-м законом (ФЗ-273 — «Закон об образовании в РФ» — прим. ИА Красная Весна).

Корр.: И где там написано про регламент нахождения людей в школе?..

Представитель УПР Литвиновой: Законодательство по антитеррористической безопасности образовательных организаций.

Корр.: Так.

Представитель УПР Литвиновой: И там четко всё прописано, что на территории школы должны находиться (я имею в виду в здании школы), должны находиться дети, участники образовательного процесса, обучающиеся, учителя и законные представители. Посмотрите, пожалуйста, все законодательство об антитеррористической безопасности детей. Поэтому устанавливаются домофоны, устанавливается видеонаблюдение, устанавливается периметровое ограждение. Вы же знаете, в какое непростое время мы сейчас живем.

Корр.: А Вы услышали, что мы представители родителей и журналисты? Пресса подпадает под антитеррористическое законодательство?

Представитель УПР Литвиновой: Я Вам еще раз сказала, что если Вы предоставили документы, подтверждающие факт пребывания на территории детского учреждения образовательного, — вопросов не будет. То, что Вы показываете документы, что вы журналисты, — пожалуйста, в другом общественном месте Вы можете это показывать.

Корр.: В школе это делать нельзя?

Представитель УПР Литвиновой: В школе это делать нельзя. Я же Вам объясняла — либо доверенность, либо предварительно согласовывать, равно как и с Тамарой Александровной (с УПР Литвиновой — прим. ИА Красная Весна).

Корр.: (обращаясь к специалисту КомОбра): А разрешите Вам, как представителю Комитета по образованию, тот же самый вопрос задать. У Вас есть планы по развитию этой школы?

Специалист РайКомОбра: У меня — нет, я главный специалист. Есть руководитель Комитета по образованию, у меня — свое направление, за которое я отвечаю.

Корр.: А какое Ваше направление?

Специалист РайКомОбра: Пропускная безопасность.

Подходит Председатель Тосненского районного комитета образования Нина Лаврентиевна Грачева.

Т. А. Литвинова (обращается к Грачевой): Спрашивают план развития образовательного учреждения.

Н. Л. Грачева: Есть, утвержден, на три года.

Представитель УПР Литвиновой: Это Председатель Комитета по образованию Тосненского района.

Корр.: Вы госпожа Грачева?

Н. Л. Грачева: Я не госпожа, я просто Грачева. Можно: Грачева Нина Лаврентиевна, обычно по имени-отчеству обращаются.

Корр.: Очень рад Вас увидеть. Выясняем планы развития школы.

Н. Л. Грачева: А Вы видели документы, подтверждающие о том, что эта школа подлежит реорганизации, хоть один официальный документ видели?

Корр.: А я разве сказал, что школа реорганизуется?

Н. Л. Грачева: Вы спрашивали.

Т. А. Литвинова: Я сказала, что школа остается…

Корр.: Я ни разу не спрашивал.

Н. Л. Грачева: Нет, Вы спрашивали, будет ли школа закрыта.

Корр.: Мы спрашивали про планы развития школы.

Н. Л. Грачева: Вам ответили, есть план развития на три года.

Корр.: А он есть? Он кем утвержден, кстати?

Н. Л. Грачева. Утверждается руководителем образовательной организации, а согласуется с учредителем.

Корр.: Руководителем образовательной организации, то есть директором школы?

Н. Л. Грачева: Совершенно верно. Или исполняющим обязанности.

Корр.: Этот план уже есть? Он здесь находится, в этой школе?

Н. Л. Грачева. А мы почему уполномочены отвечать на такие вопросы?

Корр.: Вы можете не отвечать, это Ваше право.

Представитель УПР Литвиновой: Поэтому, я думаю, что диалог должен быть прекращен.

Специалист РайКомОбра: Да, должен быть прекращен.

Корр.: Ну, раз у Вас комментариев на этот вопрос нет, — спасибо большое, до свидания.

Следует отметить, что в тот же день состоялось заседание Тосненского городского суда по спору о неправомерности отказа в назначении «народного директора» Нины Симановой, в котором десятки родителей выступили с требованиями в ее поддержку.

Комментарий редакции

Развитие воспринимается властью как идея, совершенно враждебная духовной и смысловой пустоте, нынешней власти органически присущей. И это одна из главных причин столь откровенно пренебрежительного отношения власти к народу, тянущегося к развитию. И одна из главных причин расхождения реальных действий власти с ее же декларациями. Например, особо «отличившийся» в вышеприведенном интервью пренебрежением к народу Заместитель главы Тосненской Администрации Александр Наумов еще в июне 2018 года публично декларировал личную поддержку «гражданского общества», определяя ее как гармоничное сотрудничество и взаимодействие власти и народа, как высшую социальную цель и благо. Тем контрастнее на фоне этих очевидно неискренних деклараций демонстративное игнорирование СМИ, задающих совершенно простые для данного случая вопросы о планах развития, которые по всем нормативам просто обязаны быть в каждой школе и которые в данной школе оказались фактически отменены вместе с властным же отстранением от должности «народного директора».