Восток и запад Ливии объединились против сына Каддафи и главы страны
Экс-глава МВД Фатхи Башага, экс-глава заместителя председателя Президентского совета Ахмед Майтыг и глава армии Ливии, фельдмаршал Халифа Хафтар создали новый союз во время встречи в Бенгази, 22 декабря пишет французское издание Le Journal de l’Afrique.
За два дня до назначенной даты президентских выборов в Ливии в Бенгази состоялась встреча нескольких политических лидеров и кандидатов в президенты, ранее враждовавших друг с другом.
Встреча, во-первых, окончательно развеет слухи о поддержке Турцией Башаги. Но эта встреча также вызывает опасения с точки зрения формирования нового союза, который попытается прийти к власти после 24 декабря. Союз, который мог бы объединить Мисрату, регион происхождения Башаги и Майтыга, и Бенгази.
Три политика объединились, чтобы попытаться положить конец своим общим врагам. Бывший министр и нынешний кандидат в президенты Фатхи Башага заявляет: «Мы договорились продолжить координацию в рамках патриотической миссии и надеемся расширить эту инициативу, чтобы в нее были включены все активные силы в Ливии».
Помимо привычной борьбы с терроризмом, можно сказать, что теперь Мисрата и Бенгази противостоят прежде всего двум политическим противникам: первому, олицетворяещему наследника Муаммара Каддафи, его сыну Саифу аль-Исламу; второму, который привлекает жителей на крайнем севере Ливии, стороннику политического ислама — премьер-министру страны Абделю Хамиду Дбейбе.
Башага работал над тем, чтобы вызвать симпатию тех, кто ностальгирует по бывшему режиму Каддафи, в том числе передав останки «лидера революции» его племени в Сирте. Он призвал высокопоставленных лиц Мисраты не выступать против освобождения Саади Каддафи, еще одного сына Муаммара Каддафи. Это делает образ союза между Хафтаром и Башагой еще более сильным. Они могут заручиться поддержкой тех каддафистов, которые не поддерживают аль-Ислама, который еще при жизни отца придерживался несколько отличных политических взглядов.
Для специалистов понятно, что новый фронт между севером и востоком преследует только одну цель. «Настало время нейтрализовать Саифа аль-Ислама Каддафи и правительство одновременно», — пишет «Аль-Арабия».
Действительно, маршал Востока не имеет военного влияния в Триполи и Мисрате, в отличие от Башаги, который в течение трех лет в министерстве внутренних дел работал над сохранением коалиции ополченцев «Щита Ливии».
Союз ЛНА Халифы Хафтара с ополченцами Мисраты становится более мощным в военном отношении, чем южные племена, которые поддерживают Каддафи, или ополчения Триполи, которые стоят рядом с Дбейбой.
Это ставит под угрозу статус-кво, положивший конец гражданской войне в октябре 2020 года. К этому союзу также добавился Ахмед Майтыг, который занимал ранее посты премьер-министра и главы президентского совета, хотя и недолго. Что наиболее важно, он является племянником Абдеррахмана Суихли, бывшего президента сената и военачальника Мисраты, связанного с «Аль-Каидой» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Игра ведется методично и осмотрительно. И согласно первым видимым свидетельствам, Хафтар и Башага вполне могут привлечь на свою сторону другие влиятельные фигуры. Проигравшим в этой истории остается премьер-министр Абдель Хамид Дбейба, также из Мисраты, который находится на грани отставки, поскольку срок полномочий его правительства истекает через два дня.
Отметим, что в период гражданской войны в Ливии, особенно в 2019–2020 годы, до подписания мирного договора и Башага и Хафтар являлись самыми непримиримыми врагами. Башага — знаковая фигура для Правительства национального согласия, ополчения Мисраты и турецкой экспансии в Ливии — стоял на стороне западной Ливии, а глава армии восточной Ливии Хафтар, который несколько раз пытался взять столицу Триполи и в 2020 году отступил лишь под натиском турецкой силы и наемников, всегда защищал интересы Ливии восточной.