Вписывание России в глобальный культурный тренд чревато гибелью — мнение

Изображение: Валиев Александр © ИА Красная Весна
Духовой оркестр Государственной филармонии Костромской области
Духовой оркестр Государственной филармонии Костромской области

Россия заняла первое место в категории производства классической музыки в опубликованном в феврале компанией Medimops глобальном рейтинге музыкального влияния. Но это вовсе не означает, что в России слушают больше классической музыки, чем в других странах. Скорее это говорит о гибели российской культуры, говорится 8 марта в редакционном комментарии ИА Красная Весна.

Согласно рейтингу Medimops, десятку стран с наибольшим влиянием в музыкальной сфере составляют США, Великобритания, Франция, Германия, Канада, Япония, Италия, Швеция, Австралия и Ирландия.

Россия находится на 17-й строчке глобального влияния на музыку, ее обогнали такие страны, как Пуэрто-Рико, Южная Корея. На 18-й строчке находится Колумбия. Только в области классической музыки Россия смогла занять первое место.

Данный тренд выявил серьезную уязвимость российской культуры, отмечается в комментарии редакции. Ведь данное исследование де-факто заявляет об уходе классической музыки с мировой сцены. И такая тенденция крайне опасна для российской культурной жизни.

Для составления рейтинга производства классической музыки оценивался экономический эффект от релизов (CD, винил, цифровые) на платформе discogs.com (база данных музыкальных релизов и магазин) по отношению к «культурному ВВП» страны. Как оценивался «культурный ВВП» страны, до конца не ясно.

Полученный результат не означает, что в России слушают больше классической музыки, он означает, что пропорциональный экономический эффект по отношению к общему экономическому эффекту музыкальной индустрии страны в России больше у классической музыки. И такое отношение оказалось первым среди всех стран.

Иными словами, на экспорт из России идет больше классической музыки. Причем в абсолютных цифрах число релизов классической музыки может быть и меньше, чем у остальных стран-лидеров рейтинга.

Тем не менее тренд России консервативен в том смысле, что она экспортирует больше классической культуры, чем массовой. Глобальный же тренд направлен на понижение роли классической культуры в обществе. Именно о таком раскладе свидетельствует данное исследование.

Спрашивается, нужно ли стремиться вписываться в этот глобальный тренд, который гибелен не только для интеллектуально-эмоционального развития каждого отдельного человека, но и для исторической культуры России в целом, а значит, и для России как государства?