Политологи назвали провокацией задержание Финляндией танкера с нефтью РФ
Как провокацию расценили задержание российского танкера Eagle S, якобы виновного в повреждении подводного кабеля, российские политологи, 29 декабря сообщают «Известия».
Ранее финские силовики в поисках виновного в повреждении подводного энергетического кабеля Estlink 2, идущего между Финляндией и Эстонией, задержали танкер Eagle S, который транспортировал российскую нефть, хотя он и зарегистрирован на Островах Кука, и обвинили его экипаж в умышленном повреждении кабеля.
Вслед за этим в НАТО предупредили, что собираются использовать этот случай как причину борьбы с российским «теневым флотом» танкеров, а эстонский премьер-министр потребовал усилить вовлеченность Североатлантического альянса в защиту критически важной инфраструктуры на Балтике.
Энергетический кабель Estlink 2 вышел из строя 25 декабря в 12:26 — в тот момент передаваемая мощность из Финляндии в Эстонию составляла 658 МВт. Финский премьер-министр Петтери Орпо тут же отозвался на происшествие в том смысле, что ЧП незначительно изменит ситуацию с электроснабжением жителей страны.
Однако все же не стоит преуменьшать важность кабеля Estlink 2. Его пропускная способность составляет 658 мегаватт (у Estlink 1 она меньше — 350 МВт).
Общая длина Estlink 2 достигает около 170 км, из которых около 145 км расположены на дне моря. После его разрушения цена на электричество в Прибалтике 27 декабря подскочила в четыре раза.
Если говорить о втором кабеле — Estlink 1, то он, по словам Орпо, действует в обычном графике. Министр окружающей среды Кай Мюккянен согласился, что ничего энергетической системе Финляндии не угрожает.
Заметим, что большую часть этого года Estlink 2 не работал. Этот кабель уже был разрушен 26 января. Финская пресса сперва сообщила о «российской диверсии», но очень быстро оказалось, что Estlink 2 вышел из строя из-за технической неполадки на эстонском побережье.
Вновь кабель подключили лишь в сентябре, ремонт стоил € 30 млн (3,2 млрд руб.), после этого он действовал всего лишь четырех месяца. Теперь, по мнению эстонского и финского системных операторов Elering и Fingrid, восстановительные работы на Estlink 2 могут длиться до августа 2025 года.
Однако позднее СМИ сообщили, что в момент повреждения кабеля в этом месте проходил танкер Eagle S, действующий под флагом Островов Кука. Сообщается, что в тот момент, когда нашли сложности в работе Estlink 2, якобы это судно замедлило свой ход. К танкеру бросилось патрульное судно финских пограничников Turva и арестовало судно. Экипаж судна не сопротивлялся.
Политолог Максим Рева считает, что речь идет о простой провокации, которая делается с двойной задачей. Во-первых, это причина усиления борьбы с российским «теневым флотом». Во-вторых, это элемент эскалационной стратегии, предназначенной остановить предполагаемые мирные предложения нового президента США Дональда Трампа. Похожее мнение высказала и доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.
«Речь идет об осознанном нагнетании напряженности в регионе Балтийского моря. Этот инцидент будут использовать для оправдания дальнейшей милитаризации региона, интенсификации там учений НАТО, для борьбы с грузовым судоходством в Россию и из России. Финны и эстонцы уже неоднократно заявляли о готовности заблокировать для России „горлышко“ Финского залива. Официально, впрочем, вводить блокаду они не станут — это равносильно объявлению войны. Речь будет идти о множестве точечных попыток ареста судов с российскими грузами — как это произошло в случае с танкером Eagle S», — считает Еремина.
Профессор считает, что России необходимо скорее поставить этот вопрос на международном уровне, чтобы обратить внимание мира на небезопасные провокации НАТО на Балтике.