Петербургский профессор защищает советскую историографию
Большинство современных историков работают в рамках парадигмы истмата, но не признаются в этом, заявил доктор исторических наук, профессор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Калашников 31 мая на международной конференции «Маркс. Марксизм. Марксисты», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Как пояснил профессор, существуют две парадигмы в общей теории истории — истмат, в основе которого лежит материалистическое понимание истории, и креационизм, где история рассматривается как результат божественного проявления. В Москве есть православно-монархическая историография, и один из ее представителей даже долгое время был заместителем директора Института истории РАН, но в Санкт-Петербурге таких ученых нет.
По словам Владимира Калашникова, в 2017 году в научной конференции приняли участие крупнейшие специалисты по русской революции — 11 зарубежных и 14 российских. Но ни один из них не пытался объяснить революцию с точки зрения креационизма, хотя взгляды на революцию были самые разные. В июне состоится конференция, посвященная Гражданской войне. 9 зарубежных и 23 отечественных ведущих специалиста ответили согласием участвовать, и из них также никто, даже монархисты, не готовы объяснять Гражданскую войну божественным проявлением.
Причиной того, что большинство историков работает в рамках истмата, Владимир Калашников считает тот факт, что в основе истмата лежат глубокие основания, признаваемые большинством. Если вести речь об общей теории истории, то у Маркса нет ни одной новой идеи, которая не была бы высказана его предшественниками. Профессор подчеркнул, что диктатура пролетариата, о которой говорил Маркс, не относится к общей теории истории.
Как пример, докладчик привел тезис, совпадающий с центральным положением формационной теории и сформулированный шотландским политэкономом Ричардом Джонсоном за 50 лет до Маркса: «отношения, возникающие при производстве и распределении произведенных продуктов, определяющим образом влияют на все другие сферы общественной жизни».
Причиной критики истмата, по словам профессора, является революционность Маркса и предсказывание им закономерной гибели существующего строя. Ученые, принимающие истмат в качестве парадигмы, отрицают его из-за того, что не хотят быть марксистами. «Если бы Маркс не написал Манифест Коммунистической партии, то он сегодня был бы признанным ученым, гениальным ученым XIX века, никто бы эту гениальность не оспаривал», — сказал Владимир Калашников.
Ученый отметил, что критики истмата попадают впросак, и привел в пример шеститомник «Всемирная история», созданный Институтом всеобщей истории РАН. Руководитель авторского коллектива академик Александр Чубарьян написал в предисловии: «Большинство российских историков отмежевались от формационной парадигмы как универсального и единственного критерия для раскрытия и понимания истории человечества». Однако при этом позиции авторов изложены в рамках традиционного истмата: первобытно-общинный строй, переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, феодализм. Показано, что смена способов производства определяет государство, религию и т. д.
Владимир Калашников показал, что попытки объяснения чего-либо менталитетом народа кончаются тем, что для объяснения менталитета все равно приходится обращаться к социально-экономическим причинам. При этом историк предостерег от вульгарного подхода к марксизму — объяснения всего экономикой. Он подчеркнул, что исторический материализм не отменяется многофакторным подходом, что необходимо выстраивать систему факторов и смотреть, какой именно фактор в данный конкретный момент определяет итоговый результат.
В заключение Владимир Калашников сказал, что он защищает советскую историографию, и объяснил, почему это делает: «За последние 25 лет в отечественной историографии не было сделано никаких открытий, которые перечеркивали бы результаты развития советской историографии».
Напомним, что библиотека «Дом Плеханова» в Санкт-Петербурге с 30 мая по 1 июня проводит XIII Плехановские чтения на тему «Маркс. Марксизм. Марксисты». Конференция посвящена 200-летию со дня рождения выдающегося философа и революционера Карла Маркса и проводится при поддержке Фонда Розы Люксембург и Сектора философских проблем политики Института философии РАН.