Депутаты Госдумы вспомнили о старом долге России перед вкладчиками СССР
Вопрос о компенсации сберегательных вкладов, потерянных гражданами СССР и РСФСР в 1991–1992 годах, подняли депутаты из комитета по финансовым рынкам Госдумы, сообщил 17 июля телеканал нижней палаты парламента «Дума ТВ».
Депутаты считают, что проблема отсутствия компенсаций заключается в «заморозке» закона «О базовой стоимости необходимого социального набора». Закон является важным звеном в расчете компенсации вкладов, сделанных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года и в организации государственного страхования Российской Федерации в период до 1 января 1992 года.
По мнению депутата Сергея Неверова, действие закона «с 2003 года ежегодно приостанавливается» из-за отсутствия финансовых источников и законодательного урегулирования.
Закон «О базовой стоимости необходимого социального набора», принятый в 1997 году, устанавливает стоимость «необходимого социального набора» как 464 рубля СССР. В результате, согласно финансово-экономическому обоснованию (такое обоснование ежегодно сопровождает решение о продлении «заморозки» закона), долг государства перед вкладчиками в 2020 году оценивается в 45,4 трлн руб.
Напомним, в 1990 году правительство Николая Рыжкова распорядилось направить накопления граждан, находящиеся на вкладах в Сбербанке (369 млрд руб.), на финансирование дефицита бюджета СССР. Несмотря на постановление Верховного совета СССР и просьбы Сбербанка и Госбанка СССР, возникшая задолженность правительства перед Сбербанком никак не была оформлена.
В апреле 1991 года Госбанк СССР самостоятельно установил для Минфина процентную ставку за использование средств Сбербанка, она составила 5% годовых. Затем эта ставка была повышена до 15% 29 июня 1992 года и до 45% 22 октября 1992 года.
В это время в результате экономических реформ, проводимых правительством Егора Гайдара, официальный уровень инфляции составил 168% в 1991 году, в 1992 году — 2608%. В итоге суммарная покупательная способность вкладов населения, имевшихся в Сбербанке на конец 1990 года, по итогам 1992 года составила чуть более 2% от своей первоначальной величины. За два года все вклады населения были ликвидированы.
В 1995 году был принят федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», который предполагал компенсацию потерянных вкладов. Величина компенсации должна была рассчитываться, исходя из соотношения покупательной способности между рублем РФ на момент расчета и рублем СССР 1990 года.
Вычислять это отношение решили через сравнение стоимости «необходимого социального набора» с его стоимостью в 1990 году, методика была закреплена в 1996 году законом «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации».
В «необходимый социальный набор» вошли продукты питания, мыло, стиральный порошок, услуги ЖКХ и проезд на транспорте. Одежда и обувь, бытовая техника, жилье, товары для детей и школьников в список не попали.
Следующим этапам определения величины выплат стало вычисление стоимости «необходимого социального набора». Оно было возложено на закон «О базовой стоимости необходимого социального набора». Как уже было сказано выше, он был принят в 1997 году, и именно его действие ежегодно приостанавливается, тормозя весь механизм выплаты компенсаций.
Депутаты Государственной Думы требуют компенсировать населению откровенный грабеж начала 1990-х годов достаточно регулярно. Например, в октябре 2019 года зампред упомянутого комитета по финансовому рынку Мартин Шаккум напоминал правительству, причем уже второй раз, о необходимости принятия соответствующих законов.
Гражданам не стоит предвкушать скорого восстановления справедливости и на этот раз. Чтобы понять почему, достаточно приглядеться к оценкам суммы долга. Даже официальная оценка в 45,4 трлн руб. — это более двух годовых бюджетов РФ и около 40% ВВП. Оценки различных экспертов порой достигают величины 100 трлн руб.
Приходится констатировать, что в экономике РФ (по крайне мере в ее текущем криминально-капиталистическом укладе, заложенном младореформаторами) найти такие деньги не представляется возможным. Даже если выплачивать компенсации по советским вкладам постепенно, например, в течение 40 лет, то на это уйдет (без учета набегающих процентов!) более 1 трлн рублей в год.
Именно эта сумма в свое время составила цену пенсионной реформы. Министерство финансов категорически не хотело направлять 1 трлн рублей в Пенсионный фонд России, чтобы обеспечить фонду возможность выплачивать пенсии без увеличения пенсионного возраста. И фракция «Единой России» в Госдуме, которой руководит Сергей Неверов, почти единогласно (за исключением двух депутатов) поддержала правительство и проголосовала «ЗА» людоедскую пенсионную реформу.
Так на что же рассчитывает депутат ЕР, призывая правительство отдать гражданам России огромный долг по советским вкладам? На внезапную щедрость Минфина? Сомнительно. Хотелось бы отнести невыполнимое предложение депутатов к популизму.
Но нельзя исключать, что они действительно желают разобраться с долгами по изъятым вкладам советских людей раз и навсегда. Только не путем их выплаты, а путем переоценки на порядки в меньшую сторону, и именно за этим им понадобился старый замороженный закон «О базовой стоимости необходимого социального набора».