Облегчения не будет: инфляция в Пакистане достигла 29,7%
Уровня в 29,7% достигла совокупная инфляция в Пакистане к концу 2023 года, превысив ожидания правительства и экспертов о замедлении темпов роста цен, 2 января сообщило агентство Express Tribune со ссылкой на данные Пакистанского бюро статистики (ПБС).
По данным ПБС, что основной вклад в рост цен внесли энергоносители и продукты питания.
Агентство отмечает, что в течение уже многих лет прогнозы правительства Пакистана и Государственного банка Пакистана (ГБП) были некорректными. При этом с января 2022 года контроль над повышением цен является почти исключительной прерогативой ГБП, поскольку правительство под давлением МВФ вручило ему автономию в кредитно-финансовой политике.
Отмечается, что цены на продукты и энергоносители (включая тарифы) показали дальнейший рост и в городах, и в сельской местности. При этом свежие овощи в декабре понялись в цене на 75% по сравнению с прошлым годом, что является необычным для Пакистана: обычно скоропортящиеся продукты зимой дешевели.
После увеличения цен на газ на 520% за год цепочка инфляции коснулась всех отраслей. В итоге в городах годовая инфляция составила 31%, а в сельских районах — 28%. При этом рост цен на непродовольственные товары в городах составил более 32%, а в сельских районах — около 27%.
Из основных товаров тарифы на газ выросли на 520%, причем с 1 января планируется дальнейший рост по соглашению с МВФ. Цены на электроэнергию выросли на 62% за год, не учитывая прошлогоднее удвоение. Транспорт подорожал на 29%, несмотря на недавнее снижение стоимости топлива.
Коренная инфляция (за вычетом колебаний цен на энергоносители и продукты питания) составила 18,2% в городах и 25,2% в сельской местности, то есть в среднем выше уровня ключевой ставки Госбанка, которая составляет 22%.
Напомним, в декабре Государственный банк отметил, что он принял эффективные меры по сдерживанию инфляции, запретив значительные повышения по регулируемым категориям товаров.
«Ожидаем, что общая инфляция значительно снизится во второй половине 2024 финансового года [c 1 января] из-за сдерживания совокупного спроса, ослабления ограничений предложения, сдерживания мировых ценах на сырьевые товары, а также эффект благоприятной конъюнктуры», — говорилось в пресс-релизе финансового ведомства.
Эксперты отмечают, что ГБП потерпел полный крах в попытке сдержать рост цен за счет повышения ключевой ставки выше 20%, у которого, вдобавок, был негативный эффект: рост процентов по выплатам долгов правительства. По оценкам МВФ, только обслуживание процентов по долгам в текущем году выльется в более 8,6 трлн рупий (2,76 трлн руб.) — это 92% от планируемых совокупных налоговых сборов в стране.
Таким образом, высокая ставка Госбанка принесла вред и выплатам по кредитам, увеличив их стоимость, и попыткам получить внешнее финансирование от инвесторов.