1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Прага, / ИА Красная Весна

Чешские ученые разработали модель, в которой нет места для темной материи

Изображение: Анна Малашенкова © ИА Красная Весна
Человек и Вселенная

Новую модифицированную теорию ньютоновской динамики (MOND), которая отвергает концепцию темной материи, разработали в Чешской академии наук, 15 октября сообщает журнал Physical Review Letters.

Новая MOND поддерживает теории, предполагающие, что существует тип еще не открытой гравитации, ответственный за характеристики, наблюдаемые в космическом микроволновом фоне (CMB).

В течение нескольких лет многие представители астрофизического сообщества использовали идею темной материи для объяснения явлений, которые невозможно объяснить обычными способами — например, гравитационное линзирование или скорости гравитационных волн, обнаруженные в CMB.

Другие были менее готовы принять темную материю из-за отсутствия физических доказательств ее существования. Некоторые вместо этого предположили, что, возможно, действует другой вид гравитации, который мог бы объяснить такие наблюдения. Однако эти теории MOND не имеют большого веса, поскольку они не могут объяснить особенности, наблюдаемые в CMB.

Это, похоже, изменилось, поскольку чешские ученые утверждают, что они построили модель MOND, которая учитывает как данные в CMB, так и гравитационное линзирование.

Новая модель начинается с использования оригинальной идеи MOND о двух типах полей, которые ведут себя вместе как тип гравитационной силы — одно скалярное, другое векторное. Затем исследователи добавили параметры, которые предполагали, что поля, изменяющие гравитацию, создавались в ранней вселенной — это те поля, которые соответствуют темной материи в других теориях. Эти поля, как они далее предполагают, развивались с течением времени, пока не стали типом силы, описываемой оригинальной моделью MOND.

Ученые предполагают, что их модель может быть использована для объяснения как гравитационного линзирования, так и данных в CMB. Далее они планируют выяснить, может ли это также объяснить обилие лития во Вселенной и расхождения в измерениях скорости космического расширения — то, чего не смогли сделать теории темной материи. Они также отмечают, что их идеи свободны и от призрачной нестабильности.