Эксперт рассказал как не попасть на удочку фейков о коронавирусе

Информационные «вирусы», так называемые фейки, останутся с нами, даже когда опасность коронавируса уйдет, и с ними тоже надо бороться, заявил ведущий антифейкового подкаста РИА Новости Игорь Кривицкий 18 апреля на вебинаре ИА Sputnik.

Эксперт отмечает, что авторы фейков очень эффективно используют особенности человеческого сознания — «мы хотим простых решений и хотим в них верить». В основном это происходит, когда человек ленится проверять информацию и разбираться в сложных вещах.

«Мы хотим простых решений и хотим в них верить. Вряд ли мы будем слушать, что говорит о вирусе доктор биологических наук. Гораздо охотнее мы выслушаем оратора, который громко и уверенно возвестит: „Коронавирус выдумали!“ или „Ешьте чеснок, и все будет хорошо“», — отметил Кривицкий.

По его словам, людям особенно хочется верить тем или иным слухам, когда есть потребность узнать больше, а количество информации ограничено — как в случае с коронавирусом.

Одной из важных особенностей фейков, по словам эксперта, является их способность завоевать у человека большее доверие, чем информация, получаемая из официальных источников.

«Фейк стремится заставить вас поверить, что именно он — истина последней инстанции. Поэтому он противопоставляет себя официальной информации», — отмечает Кривицкий.

Он подчеркнул, что авторы фейков не пытаются доказывать достоверность распространяемой информации. Они действуют по другому, например, имитируют высказывания якобы реальных людей, противопоставляя их «бездушному официозу».

«Часть фейков начинают говорить от лица обывателей, рассчитывая, что мы, скорее, поверим простым людям, нежели безликой „казенной“ информации. „Вчера сосед Сергей (или Сурен) рассказывал, что в супермаркетах все расхватывают с полок, ужас просто“», — рассказал эксперт о высказываниях, которые невозможно проверить.

Как отметил Кривицкий, фейки также зачастую изображают пересказ информации, якобы полученной от некоего рядового, но «знающего человека, работающего в системе» — врача, полицейского, муниципального работника, и этим пытаются добиться доверия к себе.

Еще один тип фейков, по словам эксперта, использует отсылки к определенным источникам, называя имена докторов наук, либо заумные названия научных журналов. Это могут быть даже не выдуманные, а реальные имена и названия. Расчет на то, что 99% обывателей не станут проверять информацию.

Кривицкий привел в пример один из фейков о коронавирусе, заявляющем о том, что в «Журнале вирологии» за апрель 1991 года, на странице 1916, содержатся данные о коронавирусе. По словам эксперта, в таких случаях стоит задуматься, что о коронавирусе нового типа до ноября 2019 года никто ничего не знал, а также усомниться в наличии такого количества страниц в научном журнале, где их обычно не более 300.

Эксперт рассказал о еще одной особенности, позволяющей фейкам быстро распространяться. Когда в сообщения призывают «не быть эгоистами и переслать полезную и важную информацию всем, кого мы знаем и любим. Многие именно так и поступают».

По словам Кривицкого, в том случае эксплуатируется особенность человеческой психики, когда в условиях опасности или какого-то ЧП, человек сначала действует, а только потом думает. Фейк стремится показать, что ЧП действительно происходит и надо действовать, не теряя ни минуты. Например, как под видом дезинфекции по квартирам якобы «орудуют» домушники, распыляя усыпляющие газы, рассказал эксперт.

В заключении эксперт призвал не верить фейкам и проверять информацию, хотя это будет сделать сложнее, чем просто поверить им.

«Уж слишком заманчиво их предложение: думать за нас, пока мы заняты бесконечными житейскими проблемами», — отметил Кривицкий.