1. Экономическая война
  2. Государственные инвестиции
Москва, / ИА Красная Весна

РФПИ стал инвестором строительства «города будущего» в Саудовской Аравии

Ян Брейгель Старший. Строительство Вавилонской башни (фрагмент). 1563 г.
Ян Брейгель Старший. Строительство Вавилонской башни (фрагмент). 1563 г.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) примет участие в проекте по созданию города будущего Neom в Саудовской Аравии, заявил глава фонда Кирилл Дмитриев 26 октября на форуме «Инвестиционная инициатива будущего» в Эр-Рияде, сообщает Интерфакс.

«Мы рады возможности принять участие в таком амбициозном проекте, который будет сочетать в себе применение новых технологий из совершенно разных сфер — от возобновляемой энергетики и передовой транспортной и портовой инфраструктуры до технологий искусственного интеллекта», — заявил глава фонда.

По словам Дмитриева, РФПИ намерен не только инвестировать в проект, но и привлекать к участию в проекте ведущие российские компании. Тем самым фонд намерен способствовать российской «высокотехнологичной экспансии на перспективных рынках Саудовской Аравии и всего Ближнего Востока».

В этот проект РФПИ готов инвестировать несколько миллиардов долларов.

Напомним, что 24 октября саудовский принц Мухаммед бен Салман Аль Сауд представил проект города будущего Неом на форуме Future investment initiative. Проект будет осуществлен в рамках стратегии развития Саудовской Аравии до 2030 года

Город нового поколения, по словам наследного принца, «станет глобальным центром пересечения цивилизаций». Авторы проекта предполагают экономически связать арабские страны, Африку, Азию и Европу.

Объем инвестиций в строительство будущей агломерации составит, по первоначальным оценкам, около 500 миллиардов долларов.

Предполагается, что при создании города упор будет сделан на возобновляемые источники, роботизацию и цифровые технологии.

На территории города власти планируют создать особый налоговый и административный режимы, которые поспособствуют привлечению предпринимателей и специалистов.

Комментарий редакции

Город будущего NEOM был презентован в рамках программы «Saudi Arabia Vision 2030». Эта программа стала реализацией давних планов Саудовской Аравии по структурной перестройке экономики страны, чьи доходы критически зависимы от добычи нефти и мировых нефтяных цен. Дополнительным катализатором к появлению этой программы стало общемировое падение цен на нефть.

Анонсированная программа предполагает увеличение ненефтяных доходов, сокращение расходов, пересмотр инвестпрограмм, диверсификацию национального капитала.

Если просмотреть заявленные цели программы, то основное внимание уделено экономике, инвестициям, промышленным показателям, внедрению «цифровых технологий», достижению позиций в мировых рейтингах и т. д. и т. п.

Остается только непонятным, какое место в этом проекте формирования будущего отводится человеку? Входит ли в планы программы развитие человека? Если да, то на основании каких мотиваций? Или же человек остается на позиции все более искушенного потребителя? Не превратится ли в таком случае город будущего в золотую клетку?

Социальная модель общества, косвенно обрисованная в программе, создает впечатление американо-японского синтеза, где у Штатов заимствуется практика привлечения иностранцев-экспертов, а у Японии радикальная технологизация, компьютеризация, цифровизация быта. В этом контексте интересно вспомнить, что, например, Америка не справилась со своей ролью «плавильного котла», о чем свидетельствуют множественные погромы афроамериканцев, а также стычки в Шарлотсвилле. В «продвинутой» Японии проблемы совсем другого рода. Это старение нации, атомизация, высокий уровень суицида, численный рост социальных изолянтов.

То есть при всем блеске презентуемой программы главный вопрос, вопрос о человеке, о его развитии, остался без ответа.

Возникает другой вопрос: для кого будут предназначены подобные города? Если современные тенденции радикального расслоения человечества на элиты и «социальные низы» не будут преодолены, то становится очевидным, что появление таких городов сигнализирует о разделении человечества на «мировой город» и «мировую деревню». При таком раскладе «золотой миллиард» будет проживать в социально разреженных, автоматизированных мегаполисах, а нищающая периферия будет доживать в старых городах, превращающихся в гетто.