Во Франции лошадь Наполеона вызвала скандал

Орас Верне. Наполеон на смертном одре (фрагмент). 1826
Орас Верне. Наполеон на смертном одре (фрагмент). 1826

Инсталляция в виде скелета лошади, подвешенного над гробницей Наполеона в Доме инвалидов в Париже, вызвала скандал. Об этом 5 мая сообщают «Известия».

5 мая отмечается 200-летие со дня смерти императора Наполеона. К этой памятной дате парижский Музей армии организовал выставку «Наполеон? Еще!» (Napoleon? Encore!), которая откроется там 7 мая. В ней будут экспонироваться работы 30 авангардистов из разных стран, в том числе Павла Пепперштейна из России.

Также к этой дате музей заказал инсталляцию акционисту Паскалю Коверу, который и выполнил ее в виде лошадиного скелета, парящего в крипте над саркофагом в Доме инвалидов, где покоятся императорские останки. Паскаль Ковер пояснил, что назвал свой проект Memento Marengo — «Помни о Маренго» в память о местечке в Италии, где 14 июня 1800 года тогдашний консул Франции Бонапарт разгромил австрийскую армию. В честь той победы император назвал этим именем своего любимого коня. Через 15 лет Наполеон потерпел поражение при Ватерлоо, конь достался англичанам, и они отправили его в Англию. Теперь скелет лошади вместе с другими военными трофеями находится в Национальном музее армии в Лондоне.

Использовать оригинал скелета для инсталляции у Ковера не получилось из-за невозможности его транспортировать — хрупкость, ограничения по Brexit и COVID, поэтому была использована 3D-копия.

Реакция на этот проект была неоднозначная. Правый депутат Национального собрания Жан-Луи Тьерио, еще до открытия увидевший инсталляцию, возмутился и отправил письмо с протестом против «профанации» военному министру Флоранс Парли.

«Что за безумная идея! Давайте чтить некрополи, в которых покоятся наши славные полководцы. Дом инвалидов — не музей для инсталляций, а военный мемориал», — негодовал он.

Тьерри Ленц, известный историк, президент Фонда Наполеона его поддержал.

«Додуматься до того, что подвесить скелет над национальной святыней! Да они просто рехнулись!» — написал он в Twitter.

Однако у потомка Наполеона, писателя Шарля Бонапарта другой взгляд. Он пояснил, что не против такого подхода, когда произведения современного искусства соединяются с историческими памятниками

«При условии, что такая инсталляция временная, к монументу относятся с полным уважением, а потом ему возвращают первоначальный облик. Никакой профанации в этом не вижу. Я толерантно отношусь к подобным новациям и понимаю, что у людей разные вкусы. Не знаю, что бы сказал сам Наполеон по поводу Memento Marengo, но он всегда очень интересовался искусством своего времени», — сказал он.

Сам автор попытался объяснить смысл своей работы.

«Скелет призван напоминать человеку о бренности земного существования, о том, что всё суета сует. Это также оммаж верному Маренго, который служил полководцу во многих баталиях. Животное помогает лучше понять Наполеона-человека. Наконец, еще с античных времен существовал ритуал, согласно которому военных героев хоронили с их оружием и доспехами, а иногда даже с конями», — отметил Ковер.

Сообщается, что для умиротворения возмущенной общественности Музей армии пообещал 5 мая на время мессы демонтировать инсталляцию, но потом вернуть обратно.