1. Политическая война
  2. Ситуация в Армении
Ереван, / ИА Красная Весна

Парламентская система для Армении не годится — эксперт пояснил варианты

Изображение: Цитата из м/ф "Вовка в Тридевятом царстве". Реж. Б. Степанцев. 1965. СССР
«И так сойдет»
«И так сойдет»

Возврат к прежней или переход к полностью президентской системе правления необходим Армении. Об этом заявил эксперт в области управления Ованнес Аветисян, 13 июля сообщает Sputnik Армения.

Эксперт подчеркнул, что последние три года продемонстрировали негодность парламентской системы правления для страны с неразвитой партийной системой. По его словам, сейчас в Армении система правления работает не так, как должна, а противоположным образом.

«У нас нет партий с устоявшейся идеологией, а люди продолжают выбирать людей, а не силы, которыми эти люди руководят. Парламентская система в таких условиях не работает. При этой системе политическая сила формирует парламент, выбирает премьера и остальных членов правительства, контролируя их деятельность. У нас все наоборот. Руководитель органа исполнительной власти сам направляет и координирует работу Национального собрания», — заявил Аветисян.

Он пояснил, что возврат к президентской системе предполагает перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом. По мнению эксперта, исходя из армянских реалий, усиление института президента за счет уменьшения полномочий правительства и парламента станет лучшим решением.

Аветисян напомнил, что проблемы в государственной системе управления Армении уходит корнями еще в 1990-е годы, когда, объявив независимость, Армения начала переходить к рыночной модели экономики, но в то же время закрепила в Конституции статус социального государства. Этот статус предполагал определенное вмешательство государства в различные направления экономической жизни, но на практике в Армении была реализована модель полностью либеральной экономики.

В республике были приватизированы абсолютно все ключевые объекты и предприятия, государство лишило себя возможности управлять жизненно важными отраслями и инфраструктурой, включая топливно-энергетический комплекс и коммуникации.

По словам эксперта, все предыдущие годы власти в Армении формировались на идеологии национализма, но при этом экономика не обслуживала эту идеологию. Конституция страны в этой части не работала, считает Аветисян.

Эксперт обратил внимание на то, как, будучи оппозиционным политиком, нынешний и. о. премьер-министра Армении Никол Пашинян говорил, что система правления в республике «сшита» для одного человека — Сержа Саргсяна. Но сам Пашинян за три года нахождения у власти не стал менять эту систему.

Напомним, форма правления в Армении с президентской на парламентскую была изменена во время второго президентского срока Сержа Саргсяна, когда в Конституцию страны были внесены соответствующие поправки. Изменения конституции вступили в действие в момент принятия полномочий следующим президентом в начале 2018 года, большая часть президентских полномочий перешла к избираемому парламентом премьер-министру.

Еще в момент обсуждения поправок Саргсяна обвиняли в том, что он планирует по истечении своего второго и последнего президентского срока перейти на должность премьер-министра и так продлить свою власть. Саргсян эти обвинения с негодованием отвергал.

Однако в 2018 году он выставил свою кандидатуру и был избран на должность премьер-министра парламентом, в котором большинство составляли однопартийцы Саргсяна из Республиканской партии Армении.

Оппозиционный активист Никол Пашинян, воспользовавшись возникшим в результате недовольством, при помощи уличных акций добился отставки Саргсяна и сам занял пост премьер-министра. Позже он организовал и досрочные выборы в парламент, на которых конституционное большинство получила подконтрольная Пашиняну фракция «Мой шаг».