Намибия задумывается о вложениях в региональный нефтеперерабатывающий завод
Высокие и продолжающие свой рост цены на автомобильное топливо серьезно беспокоят правительство Намибии, заявил на прошлой неделе министр энергетики Том Алвиндо, 10 октября пишет газета New Era LIVE.
Министр энергетики Намибии отметил, что для страны и ее соседей существует возможное долгосрочное решение, заключающееся в возможности инвестирования в региональный нефтеперерабатывающий завод. Алвиндо сказал это в ответ на вопросы, заданные ему депутатами в Национальной ассамблее.
Он сообщил, что Ангола приняла решение инвестировать в новый и, как правительство Намибии надеется, более крупный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).
Исходя из регионального экономического сотрудничества, Том Алвиндо заявил, что для соседних стран имеет смысл совместно инвестировать с Анголой в это предприятие, тогда субрегион становится основным рынком топлива. Намибия намерена обсуждать это с Анголой.
Министр энергетики напомнил, что в Анголе есть нефтеперерабатывающий завод, но он обеспечивает менее 20% потребностей страны в топливе. Поэтому Ангола не может продавать бензин или дизельное топливо Намибии.
Одновременно Алвиндо предупредил, что региональные нефтеперерабатывающие заводы могут сделать Африку более энергонезависимой, но это не обязательно снизит цену на этот важнейший товар.
Вернувшись в начале сентября с западноафриканского энергетического форума, он сказал: «Давайте не будем считать, что региональный НПЗ сделает местное топливо дешевле. Да, транспортные расходы снизятся, но есть и другие факторы. Также региональный НПЗ не обязательно должен находиться в стране, где добывается нефть».
Кроме того, министр заявил, что строительство регионального нефтеперерабатывающего завода займет годы и потребует многомиллиардных расходов, а также пояснил, что основным фактором, определяющим цену, будет стоимость добычи нефти.
В 2020 году средняя цена в Намибии на дизельное топливо и бензин составляла 12 намибийских долларов за литр ($0,67). Текущая цена дизельного топлива составляет около N$22 ($1,23), а бензина — N$21 ($1,173) за литр, что означает астрономический рост на 83% за 21 месяц, который лег тяжелым бременем на потребителя.
«Хотя это вызывает тревогу, важно отметить, что рост цен на топливо характерен не только для Намибии. Это глобальное явление, которое вызвало социальные потрясения в некоторых странах», — сказал Алвиндо.
Министр также подтвердил, что Намибия изучает различные варианты, чтобы понять, где и как она может получить доступ к более дешевому топливу. Однако учитывая, что топливо является товаром, торгуемым по всему миру, и его рыночная цена определяется на глобальном уровне, возможности выбора весьма ограничены.
«Мы связались с некоторыми дружественными странами-экспортерами топлива. К сожалению, их цена ничем не отличалась от цены на открытом рынке», — пояснил Алвиндо.
Он добавил, что топливо в страну импортируется различными компаниями частного сектора, а также Национальной нефтяной корпорацией Намибии (NAMCOR), каждая из которых завозит топливо для своих клиентов.
Алвиндо посетовал на тот факт, что при такой структуре поставок экономия за счет масштаба не может быть использована в интересах всех потребителей в стране.
«Мы считаем, что, учитывая относительно небольшой объем спроса на топливо на местном уровне, возможно, будет более выгодно импортировать топливо из одного источника. Мы активно изучаем этот вариант», — сказал министр.
Между тем региональное решение проблемы резкого роста мировых цен на топливо значительно повысило бы ценность достигнутого на прошлой неделе соглашения о строительстве нефте- и газопровода из порта Уолфиш-Бей в соседнюю Замбию, не имеющую выхода к морю.
Этот проект, договор о котором Алвиндо и его замбийский коллега Питер Капала подписали на прошлой неделе, может раскрыть экономический потенциал не только Намибии и Замбии, но и региона САДК в целом.
При подписании договора Алвиндо подчеркнул, что газ должен стать самым важным источником энергии на континенте, тем более что более 600 миллионов человек в Африке не имеют доступа к электричеству.
Также во время подписания Капала подчеркнул важность нефти и газа для экономического роста и развития стран Африки, поскольку они играют решающую роль в производстве товаров и услуг, а также в транспортном секторе.
«При разработке проекта, чтобы вывести его на уровень рентабельности, промоутеры будут проводить технико-экономические исследования», — сообщил Капала. Он добавил, что после завершения строительства трубопровода ожидается поставка от 100 000 до 120 000 баррелей нефтепродуктов в день в Намибию и Замбию, а также поставки в другие страны САДК.
В последнее время сама Намибия стала одним из главных направлений для мировых разведчиков месторождений нефти и газа. На прошлой неделе New Era сообщала, что Chevron стала еще одной транснациональной корпорацией, начавшей поиск черного золота в бассейне Оранж на шельфе Намибии.
Chevron собирается начать разведку рядом со значительными месторождениями легкой нефти, открытыми в начале этого года на скважинах Venus и Graff компаниями TotalEnergies и Shell соответственно.
Недавние успехи этих открытий демонстрируют потенциал мирового уровня этого нового месторождения в глубоководных районах бассейна Оранж, которое может стать переломным фактором для экономики Намибии.
Месторождение Venus находится примерно в 290 километрах от побережья Намибии в глубоководном морском разведочном блоке. Там буровым судном Maersk Voyager была пробурена скважина общей глубиной 6296 метров и обнаружен высококачественный пласт из легкого нефтеносного песчаника.
Уполномоченный по нефтяной промышленности Намибии в министерстве горнодобывающей промышленности и энергетики Мэгги Шино недавно заявила, что страна стремится ускорить разработку первого нефтяного месторождения, которое начнет добычу к 2026 году.