В Швеции предложили заставить банки платить за мошенничество с картами

Борис Кустодиев. Купец, считающий деньги (фрагмент). 1918
Борис Кустодиев. Купец, считающий деньги (фрагмент). 1918

Предложение усилить финансовое давление на банки, чтобы они принимали меры для предупреждения мошенничества с переводом денежных средств, выдвинули представители общественных организаций и профсоюзов, сообщает 11 февраля газета Dagens Nyheter.

По мнению инициаторов, мошенничество, связанное с организованной преступностью, представляет собой системную угрозу. Риск мошенников быть пойманным невелик, а последствия для пострадавших — велики: потеря финансов, закрытие бизнеса, депрессия, тревога и чувство вины.

Указывается, что шведское законодательство возлагает ответственность на клиента, если его обманом заставили ввести код с помощью мобильного телефона, хотя банки могут усложнить задачу мошенникам с помощью простых мер. По мнению авторов предложения, банки этого не делают, поскольку мошенничество не влияет на их финансовое положение.

«Поэтому мы предлагаем правительству скопировать британскую систему и взять на себя инициативу по изменению Закона о платежных услугах, чтобы ответственность за недостатки безопасности была возложена на банки», — пишет инициативная группа.

По данным авторов, в Британии планируется ввести положение, что банк клиента должен возместить половину суммы за мошенничество, а банк, в который мошенническим путем переводят деньги, должен оплатить вторую половину. Такие правила могут вступить в силу в 2024 году.

Примерами простых мер, которые банки могли бы реализовать, чтобы усложнить задачу мошенникам, являются настраиваемые задержки переводов и лимиты сумм, ручные проверки подозрительных транзакций, блокировка переводов на неутвержденные счета, дополнительные доказательства того, что клиент переводит деньги сам и другие меры.

Авторы предложения полагают, что упор на дополнительную информацию, чтобы научить клиентов не верить мошенникам, малоэффективен. Они указывают, что психологические исследования однозначны: информация практически не влияет на поведение людей.

Текст подписали генеральный секретарь организации «Потребители Швеции» Ян Бертофт, председатель конфедерации SPF Seniors Ева Эрикссон, секретарь профсоюза Riksförbundet FUB Кристина Хейлборн, председатель PRO Оса Линдестам, президент профсоюза SKPF Pensionärerna Лиза ди Паоло-Сандберг, директор Национальной ассоциации домовладельцев Хелена Тибелл, председатель Шведской конфедерации малого бизнеса Питер Терн.