1. Культурная война
  2. Археологические находки
Ираклион, / ИА Красная Весна

Археологи раскрыли древнюю загадку острова Крит

Джованни Паоло Панини. Римские руины. 1740
Джованни Паоло Панини. Римские руины. 1740

Необычное 2500-летнее церемониальное здание было обнаружено командой археологов из Бельгии, которая проводит раскопки в городе Итаносе на Крите, 6 апреля сообщает The Jerusalem Post.

Данное открытие не только разъясняет давнюю академическую загадку, но и способно переписать историю самого Крита.

Речь идет о тайне захоронений. Несмотря на то, что Крит довольно хорошо изучен археологами, до сих пор многолетней загадкой для научного сообщества остаётся то, что на этом острове никогда не находили захоронений VI века до нашей эры.

Безусловно, это не означает, что целое столетие в древности никто на этом острове не умирал. Поэтому, до недавнего времени, была популярна гипотеза о том, что в VI веке до нашей эры местное сообщество переживало глубочайший кризис и упадок, и местные жители ради экономии отказались от захоронений.

Бесспорно, гипотеза выглядит не совсем достоверной, особенно если брать во внимание, что Крит с его выгодным географическим расположением и развитой портовой инфраструктурой всегда играл важную роль в торговле. Но и другого разумного объяснения до последнего времени у археологов не было.

Все изменила последняя экспедиция под руководством профессора Дидье Вивье и профессора Афина Цингарида. Их командой было обнаружено и раскопано особое здание возрастом около 2500 лет. Следовательно, оно датируется именно тем загадочным периодом, когда на Крите якобы не хоронили умерших.

Это архаичное строение состояло из большого «зала приемов», к которому было пристроено что-то вроде кладовой. Учёные считают, что в этом зале проводились церемонии (вероятно семейные поминальные пиры).

Большая часть церемониального комплекса была отведена под двор, в котором археологи обнаружили кенотаф (символическая могила). Такая традиция устраивать подобные «захоронения» тысячелетиями присутствовала у многих народов.

Кенотаф не был предназначен для останков покойного. Его сооружали когда, например, тело не смогли найти после землетрясения или оно сгорело при пожаре. Зачастую кенотафы устраивали для погибших в дальних походах воинах, чьи тела не смогли доставить на родину.

Сейчас предполагается, что расположенный в большом дворе публичного церемониального комплекса общий кенотаф, мог являться центром проведения погребальных церемоний. Семьи приносили сюда дары, подношения и оплакивали умершего так, словно его останки на самом деле находились здесь.

В большом зале или в отдельных комнатах здания семьи могли остаться для оплакивания умершего в своем узком кругу. Обо всём этом говорит как архитектура комплекса, так и найденные при раскопках артефакты. Археологами было обнаружено множество керамических погребальных сосудов. Также, были обнаружены кенотафы и меньших размеров.

Само сооружение такого монументального публичного комплекса говорит о том, что никакой крайний упадок местное сообщество в тот период времени не переживало, считают авторы исследования. Это лишь свидетельствует о том, что в VI веке до нашей эры на Крите подверглись изменениям погребальные практики.

«Тот факт, что мы нашли кенотафы и большое количество культовых сосудов, ясно указывает на то, что деятельность в этом некрополе была не повседневной жизнью, а ритуальной практикой, — говорит профессор Дидье Вивье. — Это было место, где собиралась община, чтобы почтить память своих предков».

Отсутствие же реальных захоронений исследователи объясняют тем, что на острове, вероятно, широкое распространение получила практика кремации. После сжигания тел прах умерших развеивали, предположительно, над морем. А почтить память приходили к кенотафу.

Но, стоит отметить, что с таким объяснением давних событий согласились не все исследователи, поскольку доказательств существования практики кремации тел в VI веке до нашей эры на Крите до сих пор не было найдено. Тем не менее, не исключено, что однажды такие следы будут найдены в ходе будущих раскопок.