Путь в 40 лет. Крупнейшая парусная регата стартовала на Горьковском море
![40-я парусная регата «Кубок Р. Е. Алексеева 2019»](/static/files/ad7c8cb4ddb7.jpg)
Юбилейные мероприятия начались в городе Чкаловск Нижегородской области праздничным концертом с участием детских и юношеских коллективов районного центра и Нижнего Новгорода.
![Выступление воспитанников чкаловского детского сада](/static/files/31dccc96dc09.jpg)
![Участники](/static/files/6a5802cfd8a6.jpg)
Затем приглашенные гости поучаствовали в закладке юбилейной звезды на городской набережной.
![Аллея звезд у Дома культуры гор. Чкаловск](/static/files/454d0b998cb3.jpg)
После всем желающим представилась возможность бесплатно посетить Мемориальный музей легендарного летчика-испытателя Валерия Чкалова, где можно полюбоваться на авиапарк самолетов, к которым Чкалов имел самое прямое отношение. Среди экспонатов — красно-синий АНТ-25 на котором Валерий Павлович совершил свои знаменитые беспересадочные полеты из Москвы на Дальний Восток и до Америки через Северный полюс.
![Ангар мемориального музея В.П. Чкалова](/static/files/49845342859a.jpg)
Также гостеприимные двери гостям города открыл Музей скоростей, большая часть экспозиций которого посвящена работам гениального конструктора Ростислава Алексеева. Страстное увлечение парусами дало Ростиславу Евгеньевичу толчок в конструировании не только яхт, но и создании судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Алексеев — призер всесоюзных соревнований, мастер парусного спорта СССР, его имя по праву четыре десятка лет носит Алексеевская регата.
![Музей скоростей. Историческое фото.](/static/files/e9da84aa0d6f.jpg)
Далее основные торжества плавно переместились в Городецкий яхт-клуб «Белая речка», где спортсменов поздравили с началом соревнований представители администрации, организаторы соревнований и приглашенные гости.
![Построение участников 40-й регаты](/static/files/dcc1db86b182.jpg)
В этом году на регату пришло рекордное число судов из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Чебоксар, Череповца и других городов России. У судей уже зарегистрировались 73 лодки, мандатная комиссия продолжается. Для сравнения, пять лет назад в соревнованиях приняли участие 40 яхт, а в первом Кубке Алексеева 1979 года — всего 20.
![Кубок Р.Е. Алексеева](/static/files/8ced50b41263.jpg)
Кроме традиционных кубковых гонок в рамках регаты пройдут соревнования чемпионата России среди крейсерских яхт в классах «Опен-800» и Четвертьтонник».
Декан кораблестроительного факультета Волжского государственного Университета водного транспорта Иванов Андрей Владимирович, сын председателя парусной федерации Горьковской области Иванова Владимира Антоновича, стоящего у истоков Алексеевской регаты, поделился историей соревнований.
![Декан кораблестроительного факультета ВГУВТ А.В. Иванов](/static/files/34297f271f48.jpg)
«В 1977-1978 в парусном спорте Горьковской области происходит бум в крейсерском направлении. У ВУЗов, НИИ, промышленных заводов, железной дороги появились деньги. Поэтому эти годы ознаменовались появлением целой серии парусных секций разных организаций, в которые стали входить и крейсерские яхты. Тогда местные яхтсмены решили организовать соревнования, используя огромное водное пространство области — Горьковское водохранилище. Но нужна была фигура, которая всем была бы известна, человек у истоков парусного спорта СССР. И попросили Алексеева. Чтобы к нам люди приходили, и люди пришли. И им понравилось», — отметил декан.
Дочь Ростислава Алексеева Татьяна Алексеева пояснила, как удалось сохранить соревнования в бурные 90-е годы.
«Старые кадры (признанные нижегородские яхтсмены), которых многих уже нет в живых, решили, что для них это очень важно — каждый год, худо-бедно, приглашать спортсменов на регату. В начале 90-х большой энтузиаст Владимир Иванов убедил руководство Политехнического института и директора "НИИИС" Ю.Е. Седакова оказать помощь в сохранении традиции. Всё было очень скромно. Награду за первое место тогда сделали такой. У нас дома есть картина, папа нарисовал яхту в штормовых условиях. Мы с нее сделали фотографию, в рамочку вставили и был как приз. Также была трубка Алексеева с надписью «Адмиралу от москитов», ее тоже использовали как переходящий приз. Еще передавали из рук в руки картину с изображением парусных гонок. Она до сих пор висит на стене в яхт-клубе «Белая речка», — вспоминает дочь прославленного конструктора.
![Яхтсмен Игорь Зарецкий (слева)](/static/files/07aa7873c15e.jpg)
Мировая знаменитость, победитель трансатлантической гонки одиночек Jester challenge лауреат Всероссийской премии «Яхтсмен года», единственный российский участник одиночной кругосветной гонки Golden Globe Race Игорь Зарецкий поделился своим отношением к самому яркому событию в парусном спорте:
«Фактически Алексеевская регата стала для меня первым крупным соревнованием в крейсерских гонках. Мое становление как яхтсмена-крейсериста началось здесь в 1982 году. Регата мне всегда очень нравилась, водоемом прежде всего, из-за изменчивых погодных условий, за те сюрпризы, которые может преподнести погода, всё здесь есть».
![Президент ФПС Нижегородской области А.А. Бобылев (слева) и дочь Р.Е. Алексеева Татьяна (справа)](/static/files/fc54a41f543a.jpg)
Президент федерации парусного спорта Нижегородской области Александр Бобылев на вопрос о перспективах развития регаты заговорил о проблемах, которые на фоне праздничного настроения, никуда не ушли:
«Без национального яхтостроения развиваться будет очень тяжело. Благо пока есть инициативные люди. Министерство спорта (Нижегородской области — ИА Красная Весна) Федерацию парусного спорта поддерживает: выделяются деньги в размере 300-400 тысяч рублей на проведение соревнований. Эти деньги идут на развитие детского спорта: тренеры возят детей на соревнования, сборы проводят, регаты детские. Но на приобретение материальной части (судов олимпийских классов) денег нет».
![Команда яхты](/static/files/83aace4ee38f.jpg)
На вопрос, чем же так важен парусный спорт, Татьяна Алексеева ответила:
«Почему Алексеев стал конструктором-судостроителем? Занимаясь парусным спортом, он понял, что вода — эта такая стихия, которую нужно познать, а познав, дружить. И тогда можно победить любые штормы.
Парусный спорт увлекателен и интересен тем, что побеждая меркантильность, наши глубинные интересы начинают превалировать над внутренними страхами. Включаются неведомые силы, которые в тебе таятся. Человек в этих испытаниях обретает какие-то ценности и главное — он начинает себя уважать».