Путь в 40 лет. Крупнейшая парусная регата стартовала на Горьковском море
Юбилейные мероприятия начались в городе Чкаловск Нижегородской области праздничным концертом с участием детских и юношеских коллективов районного центра и Нижнего Новгорода.
Затем приглашенные гости поучаствовали в закладке юбилейной звезды на городской набережной.
После всем желающим представилась возможность бесплатно посетить Мемориальный музей легендарного летчика-испытателя Валерия Чкалова, где можно полюбоваться на авиапарк самолетов, к которым Чкалов имел самое прямое отношение. Среди экспонатов — красно-синий АНТ-25 на котором Валерий Павлович совершил свои знаменитые беспересадочные полеты из Москвы на Дальний Восток и до Америки через Северный полюс.
Также гостеприимные двери гостям города открыл Музей скоростей, большая часть экспозиций которого посвящена работам гениального конструктора Ростислава Алексеева. Страстное увлечение парусами дало Ростиславу Евгеньевичу толчок в конструировании не только яхт, но и создании судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Алексеев — призер всесоюзных соревнований, мастер парусного спорта СССР, его имя по праву четыре десятка лет носит Алексеевская регата.
Далее основные торжества плавно переместились в Городецкий яхт-клуб «Белая речка», где спортсменов поздравили с началом соревнований представители администрации, организаторы соревнований и приглашенные гости.
В этом году на регату пришло рекордное число судов из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Чебоксар, Череповца и других городов России. У судей уже зарегистрировались 73 лодки, мандатная комиссия продолжается. Для сравнения, пять лет назад в соревнованиях приняли участие 40 яхт, а в первом Кубке Алексеева 1979 года — всего 20.
Кроме традиционных кубковых гонок в рамках регаты пройдут соревнования чемпионата России среди крейсерских яхт в классах «Опен-800» и Четвертьтонник».
Декан кораблестроительного факультета Волжского государственного Университета водного транспорта Иванов Андрей Владимирович, сын председателя парусной федерации Горьковской области Иванова Владимира Антоновича, стоящего у истоков Алексеевской регаты, поделился историей соревнований.
«В 1977-1978 в парусном спорте Горьковской области происходит бум в крейсерском направлении. У ВУЗов, НИИ, промышленных заводов, железной дороги появились деньги. Поэтому эти годы ознаменовались появлением целой серии парусных секций разных организаций, в которые стали входить и крейсерские яхты. Тогда местные яхтсмены решили организовать соревнования, используя огромное водное пространство области — Горьковское водохранилище. Но нужна была фигура, которая всем была бы известна, человек у истоков парусного спорта СССР. И попросили Алексеева. Чтобы к нам люди приходили, и люди пришли. И им понравилось», — отметил декан.
Дочь Ростислава Алексеева Татьяна Алексеева пояснила, как удалось сохранить соревнования в бурные 90-е годы.
«Старые кадры (признанные нижегородские яхтсмены), которых многих уже нет в живых, решили, что для них это очень важно — каждый год, худо-бедно, приглашать спортсменов на регату. В начале 90-х большой энтузиаст Владимир Иванов убедил руководство Политехнического института и директора "НИИИС" Ю.Е. Седакова оказать помощь в сохранении традиции. Всё было очень скромно. Награду за первое место тогда сделали такой. У нас дома есть картина, папа нарисовал яхту в штормовых условиях. Мы с нее сделали фотографию, в рамочку вставили и был как приз. Также была трубка Алексеева с надписью «Адмиралу от москитов», ее тоже использовали как переходящий приз. Еще передавали из рук в руки картину с изображением парусных гонок. Она до сих пор висит на стене в яхт-клубе «Белая речка», — вспоминает дочь прославленного конструктора.
Мировая знаменитость, победитель трансатлантической гонки одиночек Jester challenge лауреат Всероссийской премии «Яхтсмен года», единственный российский участник одиночной кругосветной гонки Golden Globe Race Игорь Зарецкий поделился своим отношением к самому яркому событию в парусном спорте:
«Фактически Алексеевская регата стала для меня первым крупным соревнованием в крейсерских гонках. Мое становление как яхтсмена-крейсериста началось здесь в 1982 году. Регата мне всегда очень нравилась, водоемом прежде всего, из-за изменчивых погодных условий, за те сюрпризы, которые может преподнести погода, всё здесь есть».
Президент федерации парусного спорта Нижегородской области Александр Бобылев на вопрос о перспективах развития регаты заговорил о проблемах, которые на фоне праздничного настроения, никуда не ушли:
«Без национального яхтостроения развиваться будет очень тяжело. Благо пока есть инициативные люди. Министерство спорта (Нижегородской области — ИА Красная Весна) Федерацию парусного спорта поддерживает: выделяются деньги в размере 300-400 тысяч рублей на проведение соревнований. Эти деньги идут на развитие детского спорта: тренеры возят детей на соревнования, сборы проводят, регаты детские. Но на приобретение материальной части (судов олимпийских классов) денег нет».
На вопрос, чем же так важен парусный спорт, Татьяна Алексеева ответила:
«Почему Алексеев стал конструктором-судостроителем? Занимаясь парусным спортом, он понял, что вода — эта такая стихия, которую нужно познать, а познав, дружить. И тогда можно победить любые штормы.
Парусный спорт увлекателен и интересен тем, что побеждая меркантильность, наши глубинные интересы начинают превалировать над внутренними страхами. Включаются неведомые силы, которые в тебе таятся. Человек в этих испытаниях обретает какие-то ценности и главное — он начинает себя уважать».
(теги пока скрыты для внешних читателей)