Вашингтон решил втянуть Катар в украинский кризис и в сделку с Ираном

Изображение: (cc) Visit Qatar
Доха. Катар
Доха. Катар
Доха. Катар

Навыки Катара в разрешении кризисов сталкиваются с новой дипломатической проблемой, поставленной на встрече с президентом Джо Байденом, 31 января сообщает Reuters.

Президент США требует от эмира Катара принять участие в решении проблемы, которую он считает возможной — возникновении энергетического кризиса при нападении России на Украину.

Уже будучи дипломатическим посредником Запада в Афганистане и время от времени посредником в Иране, шейх Тамим бин Хамада аль Тани играет как ресурсный защитник Европы от кризиса поставок энергоносителей.

Вашингтон хотел бы, чтобы Катар, один из крупнейших мировых производителей сжиженного природного газа, увеличил поставки СПГ в Европу в случае, если вторжение нарушит поставки российского газа на континент и если контракты могут быть скорректированы. Россия отрицает, что планировала напасть на Украину.

Аспект энергетической безопасности противостояния на Украине — один из вопросов повестки дня переговоров Байдена в Белом доме с Тамимом, предоставляет крошечному государству с населением всего в три миллиона человек новую возможность подняться выше своего веса на мировой арене.

Это стало бы последним в длинной череде кризисов, в которых Тамим, а до него его отец шейх Хамад бен Халифа аль Тани использовали сложную сеть дружеских отношений, созданных газовыми богатствами Катара, чтобы стать посредником в глобальной дипломатии.

«При Тамиме стране удалось стратегически маневрировать, чтобы стать очень значимым игроком в нескольких важных делах, особенно в Афганистане в последние месяцы, используя контакты, огромное богатство, и это хорошо сработало для них», — сказал Х. А. Хеллиер, ученый из Фонда Карнеги.

Хамад, отрекшийся от престола в 2013 году, сделал визитной карточкой катарской дипломатии поддержание отношений не только с Вашингтоном и его региональными союзниками, но и с соперниками США, такими как Иран, палестинская исламистская группировка ХАМАС и ливанская «Хезболла».

Он помогал Западу, в том числе размещая крупнейший военный объект США в регионе — базу, которая сыграла важную роль во вторжении в Ирак в 2003 году, — но также поддерживал исламистские группировки во время восстаний арабской весны 2011 года.

Визит Тамима в Белый дом, первый визит лидера арабских стран Персидского залива, с тех пор как Байден вступил в должность в прошлом году.

Катар также обладает уникальными возможностями для влияния на усилия по возобновлению ядерной сделки Ирана с мировыми державами в 2015 году. Высокопоставленный дипломат Катара посетил Иран в четверг, за несколько дней до того, как Тамим проведет переговоры в Вашингтоне, которые, как ожидается, будут касаться пакта.

Иран попросил Катар выступить посредником в освобождении американцев иранского происхождения с двойным гражданством и европейцев иранского происхождения, заключенных в тюрьму в Иране.

Катар Тамима стремится использовать рычаги внешней и энергетической политики «как средство мягкой силы для покупки кредитов на Западе, а не на Востоке», — сказал Андреас Криг, доцент Королевского колледжа в Лондоне.

«Из-за своей довольно нейтральной позиции такие субъекты, как Иран и талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ), видят в Катаре посредника, который, хотя и отстаивает принципы, согласующиеся с Западом, может с гораздо большим пониманием относиться к региональным потребностям и жалобам», — отметил он.