Запад потребовал от Сирии ответить на 20 вопросов о химическом оружии
Западные страны потребовали от Сирии прояснить 20 нерешенных вопросов о своих необъявленных исследованиях и производстве химического оружия, 6 января заявила посол США Линда Томас-Гринфилд на заседании Совета Безопасности ООН 6 января, сообщила The Associated Press.
Она подчеркнула, что мир «не должен обманываться видимостью сотрудничества Сирии», в то время как страна намеренно затягивает и препятствует ответам международному надзорному органу по химическому оружию.
Посол Франции в ООН Николя Де Ривьер пошел дальше, заявив, что Сирия не только не сотрудничает с Организацией по запрещению химического оружия, но и продолжает применять химическое оружие. «И эти факты должны быть квалифицированы как преступления против человечности», — сказал он.
Сирия присоединилась к Конвенции по химическому оружию в сентябре 2013 года под давлением своего близкого союзника России после якобы атаки Сирии с применением химического оружия, в которой Запад обвинил Дамаск. Резолюция Совета Безопасности, принятая в то время, одобрила решение ОЗХО, которая осуществляет конвенцию, уничтожить сирийскую программу по химическому оружию и запретила использование, разработку, производство или приобретение химического оружия Сирией.
К августу 2014 года правительство президента Сирии Башара Асада заявило, что уничтожение его химического оружия завершено, но первоначальное заявление Сирии о своих запасах химического оружия и объектах по производству химического оружия ОЗХО остается спорным для некоторых западных стран.
Глава ООН по разоружению Идзуми Накамицу заявил совету 5 января, что 20 из 24 вопросов в декларации, открытой ОЗХО в 2014 году, остаются нерешенными. Они включают не только незадекларированное производство и возможные испытания токсичных химических веществ, но и неизвестное местонахождение значительных количеств боевых отравляющих веществ и боеприпасов.
Накамицу сказал, что ОЗХО также не получила запрошенную декларацию о незадекларированных нервно-паралитических веществах, произведенных на бывшем объекте по производству химического оружия, который Сирия объявила «как никогда не использовавшийся для производства и/или вооружения боевых отравляющих веществ», и другую запрошенную информацию.
Она призвала Сирию ответить на запросы организации «как можно скорее» и разрешить всем членам ее команды, анализирующей декларацию, «беспрепятственный доступ», сославшись на отказ правительства предоставить визу одному члену.
В апреле 2020 года следователи ОЗХО обвинили сирийское правительство в трех химических атаках в 2017 году, что оно категорически отрицает.
Посол Сирии в ООН Бассам Саббаг заявил совету, что его правительство «отвергает любые попытки поставить под сомнение сирийскую декларацию и серьезное сотрудничество с ОЗХО и ее техническим секретариатом». Он также отрицал блокирование визита ОЗХО.
Что касается выводов ОЗХО, он сказал: «Мы отвергаем любые необоснованные обвинения, которые основаны на ошибочной информации, и любые попытки сделать выводы, основанные на неправильных интерпретациях и вероятностях, не полагаясь на точные вещественные доказательства».
Саббаг также обвинил членов совета в отвлечении внимания от израильского нападения на заявленный объект по производству химического оружия, которое привело к уничтожению двух баллонов с хлором, которые были связаны со смертельным нападением в 2018 году на сирийский город Дума.
Заместитель посла России Дмитрий Полянский заявил, что «нет научно обоснованных доказательств», опровергающих то, что химический потенциал Сирии был ликвидирован. Он также осудил методы расследования ОЗХО и обвинил организацию и западные страны в политизации вопроса и «закрывании глаз на тему применения химического оружия террористами в Сирии и соседних государствах».