Президент Мексики решил наладить «прямую линию» общения с народом

Референдум в Мексике. Провалилась ли попытка президента пойти в народ?

Джордж Уэсли Беллоуз. Обращение к народу. 1924
Джордж Уэсли Беллоуз. Обращение к народу. 1924

В Мексике прошел референдум по вопросу, нужно ли в судебном порядке расследовать деятельность пяти предшествующих президентов. Формально народное голосование провалилось из-за низкой явки, но на самом деле все не так просто.

В своих выступлениях Лопес Обрадор неоднократно называл прошлые администрации, руководившие страной с 1988 по 2018 год, глубоко коррумпированными и заявлял, что их действия, якобы усугубившие бедность и преступность в стране, не должны остаться безнаказанными. В итоге он представил в конгресс инициативу провести народную консультацию с вопросом:

«Согласны ли вы с тем, чтобы компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами расследовали и, в случае необходимости, наказывали предполагаемые преступления, совершенные бывшими президентами Карлосом Салинасом де Гортари, Эрнесто Седильо Понсе де Леоном, Висенте Фоксом Кесадой, Фелипе Кальдероном Инохосой и Энрике Пенья Ньето до, во время и после их президентских сроков?»

Верховный суд страны заявил, что инициатива президента конституционна, однако попросил изменить вопрос, убрав из него имена бывших лидеров и в целом смягчив формулировки. На референдум вопрос попал в следующем виде:

«Согласны ли вы с тем, чтобы в соответствии с конституционными и правовыми нормами были предприняты соответствующие действия для проведения расследования политических решений, принятых в прошлые годы политическими субъектами, с целью обеспечения справедливости и прав потенциальных жертв?»

Кстати, ряд политических деятелей и избирателей назвали данный вопрос невнятным и сбивающим с толку.

Ожидания и итоги

Еще до начала референдума аналитики высказывали мнение, что он вряд ли наберет достаточно голосов, чтобы его итоги приобрели обязывающий характер. Для этого должны были проголосовать по меньшей мере 40% мексиканских избирателей или около 37 млн человек. Стоит отметить, что в единый день голосования в Мексике в самом начале лета, когда выбирались состав конгресса, ряд губернаторов и множество глав городов и муниципалитетов, на выборы пришло всего чуть более 50% избирателей.

По итогам подсчета голосов Национальный избирательный институт Мексики (INE) сообщил, что явка на голосовании составила от 7,11% (в отдельных штатах явка превышала 11%). При этом за привлечение к суду экс-президентов проголосовали 98% избирателей.

Это означает, что формально референдум не состоялся по причине низкой явки. Но он состоялся как некое политическое событие, нашедшее отклик и в политических кругах, и в народной массе.

Отклики

Представители правящей партии «Морена» («Движение национального возрождения») высказали, хотя и сдержанно, упреки в низкой явке в адрес INE. Они отметили, что институт, по сути, саботировал привлечение внимания к мероприятию, а также плохо организовал сам процесс голосования, в результате чего многие не смогли принять в нем участие, поскольку находились вдали от своих избирательных округов.

Ряд избирателей высоко оценили усилия властей по активизации участия граждан в политической жизни, но скептически отнеслись к тому, что положительный итог голосования позволит привлечь к ответственности бывших лидеров страны.

«Это способ выразить свой гнев на президентов, которые разграбили страну. Однако я сомневаюсь, что они действительно будут привлечены к ответственности», — заявил житель штата Тласкала, сорокалетний Хосе Кортес накануне голосования.

Некоторые аналитики считают, что на референдум пришли лишь сторонники нынешнего лидера страны и закономерно поддержали его предложение. «Консультация стала идеологической», — заявил Рой Кампос, представляющий компанию Consulta Mitofsky, специализирующуюся на изучении общественного мнения и рыночных тенденций.

Он отметил, что срок исковой давности истек по ряду обвинений, которые могли бы грозить экс-президентам. И максимум, что мог дать референдум — это создание комиссии, которая могла бы выявить истину по ряду вопросов, но не осудить кого-либо.

Изображение: (cc) EneasMx
Лопес Обрадор
Лопес Обрадор

Ряд аналитиков сочли, что Лопес Обрадор сфокусировал внимание на своих предшественниках, чтобы отвлечь людей от текущих проблем в стране: экономических сложностей, преступности и ситуации с коронавирусом.

Один из тех самых бывших лидеров Мексики, судьба которых «решалась» на референдуме, Висенте Фокс накануне голосования призывал людей не ходить на референдум, назвав голосование фарсом. А после оглашения предварительных итогов он радостно заявил: «Теперь мы знаем, каков объем поддержки у 4T (Четвертая трансформация — наименование реформаторского курса, объявленного Лопесом Обрадором — прим. ИА Красная весна): это микроорганизм».

Некоторые же считают, что нынешнее мероприятие направлено на то, чтобы сплотить сторонников нынешнего лидера Мексики для очередного референдума, который запланирован на март 2022 года. На нем Лопес Обрадор намерен выяснить мнение народа о том, стоит ли ему прервать свой шестилетний президентский срок на полпути?

А что президент?

В своем выступлении 2 августа президент Мексики заявил, что доволен итогами мероприятия. По его словам, хотя оно и не набрало достаточной явки, оно открыло «демократию участия в стране».

«Это хорошее начало, потому что в марте следующего года, через восемь месяцев пройдет другой опрос, в котором будут участвовать многие граждане, поскольку мы собираемся спросить людей, хотите ли вы, чтобы президент продолжил работу или отказался от нее… Это то, что называется отзыв мандата… В предстоящем голосовании будут участвовать больше граждан, и эта практика войдет в привычку, в культуру», — заявил он.

Лопес Обрадор подчеркнул, что «демократия не исчерпывается выборами депутатов, сенаторов, глав муниципалитетов, губернаторов и президента республики, которые составляют основу представительной демократии, но еще не являются полной демократией».

Выводы

Представляется, что лидер Мексики ожидал такой итог референдума. Странно было бы ждать иного в разгар лета и по такому вопросу, для которого вряд ли вообще требуется плебисцит. Так что Лопеса Обрадора не задел провал голосования. Вероятно, это была действительно проверка работы системы, включая ту же INE, например, перед референдумом 2022 года, на который лидер страны действительно возлагает какие-то надежды.

А вот какие это надежды — это вопрос отдельный. Очевидно, что преобразования в стране, затеянные нынешним лидером, саботируются рядом государственных институтов (например, судом, парламентом), некоторыми губернаторами, а также бизнесом, связанным с внешними силами.

В этих условиях президент старается опереться на военных, а также, вероятно, наладить прямую связь с народом. Недавние реформы в Мексике, направленные на возвращение стране независимости, оказались крайне резонансными. Особенно сильно прозвучали изменения в сфере электроэнергетики. Так, если ранее (после 2014 года) приоритет в поставке электроэнергии конечным потребителям был отдан частным компаниям, созданным преимущественно за счет иностранных вложений, то теперь власти Мексики ликвидировали такой приоритет.

Это было сделано, чтобы не попасть в полную энергозависимость от внешних сил. Ведь это не только экономический, но и политический вопрос: если счета мексиканцев за ЖКУ управляются иностранными компаниями, то как обеспечивать политическую стабильность? Реформа была нужна и чтобы спасти государственную электроэнергетику. Пока еще рано говорить об итогах, но какой-то результат налицо: американцев уже просто трясет от негодования.

Задуманный на март референдум, вероятно, нужен, чтобы президент, заявляющий о больших планах на оставшийся срок, мог заручиться поддержкой народа и как-то сбить противодействие своим реформам хотя бы внутри страны. А значит к мартовскому референдуму от лидера Мексики стоит ждать еще нечто новое.