1. Культурная война
  2. Археологические находки
Тель-Авив, / ИА Красная Весна

Контрабандный 2200-летний артефакт при передаче в музей обрел новые части

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Шумерская клинопись. Пушкинский музей
Шумерская клинопись. Пушкинский музей

Стела с 2200-летним греческим текстом, вырезанным в известняке, обрела свои составные части, 7 января сообщило The Associated Press.

Один из крупнейших покровителей Израильского музея, американский миллиардер Майкл Стейнхардт обратился в 2007 году с артефактом, который он недавно купил.

Но вскоре после того, как он был выставлен на всеобщее обозрение, эксперты заметили, что два фрагмента текста, найденные годом ранее во время раскопок близ Иерусалима, подходят к известняковой плите как пазл. Вскоре стало ясно, что табличка Стейнхарда была найдена в той же пещере, где были раскопаны другие фрагменты.

В прошлом месяце Стейнхардт передал часть, известную как стела Гелиодора, и 179 других артефактов стоимостью около $70 млн в рамках сделки с судом окружного прокурора Манхэттена, чтобы избежать судебного преследования. В рамках сделки также были изъяты восемь неолитических масок, предоставленных Стейнхардтом Музею Израиля для крупной выставки в 2014 году, в том числе две, которые по-прежнему экспонируются в музее.

Музеи во всем мире сталкиваются с более пристальным вниманием к происхождению — или цепочке владения — их произведений искусства, особенно тех, которые были похищены из зон конфликтов или незаконно разграблены с археологических памятников. Всё чаще раздаются призывы к возвращению таких предметов в страны их происхождения.

Донна Йейтс, криминолог, специализирующаяся на контрабанде артефактов в Маастрихтском университете, сказала, что несколько недавних скандалов, связанных с разграблением артефактов, таких как возвращение камбоджийских древностей в Художественный музей Денвера, «заставляют музеи пересмотреть историю владения некоторыми из имеющихся у них предметов».

В дополнение к стеле Гелиодора и двум древним маскам, по крайней мере, еще один артефакт, принадлежащий Стейнхардту, в Музее Израиля имеет неопределенное происхождение — надпись 2800-летней давности на черном вулканическом камне. Экспозиция музея рассказывает о происхождении Моава, древнего королевства в современной Иордании. Но как он попал в Иерусалим, остается неясным.

Стейнхардт передал Королевскую моавитскую надпись музею в 2002 году по расширенному кредиту, вскоре после покупки ее у лицензированного израильского дилера в Иерусалиме, сказал Амир Ганор, возглавляющий отдел по предотвращению краж в Управлении древностей Израиля.

«Я не знаю, как это попало к торговцу в Иерусалиме», — сказал Ганор. Он сказал, что это могло произойти с Западного берега, из соседней Иордании или через Дубай, давний центр древностей.

Офис окружного прокурора Манхэттена заявил, что надпись моавитян не относилась к расследованию против Стейнхардта.

Джеймс Снайдер, который был директором Музея Израиля с 1997 по 2016 год, сказал, что все артефакты, поступающие в музей, проверяются IAA на их происхождение перед выставкой, и что другие разграбленные произведения Стейнхардта «сопровождались документацией о законном праве собственности».

«Нам была предоставлена документация о законной покупке, она была одобрена для получения в кредит и одобрена для возврата», — сказал Снайдер.

В Израиле существует легальный рынок древностей, которым управляют около 55 лицензированных дилеров. Им разрешено продавать предметы, обнаруженные до 1978 года, когда вступил в силу закон, делающий все вновь найденные артефакты государственной собственностью.

Этот рынок предоставил возможность для отмывания контрабандных и разграбленных предметов старины со всего Ближнего Востока, которые получают сфабрикованные документы от дилеров в Израиле. Израиль закрыл эту юридическую лазейку в 2016 году, когда он поручил создать цифровую базу данных артефактов дилеров.

Израиль недавно вернул контрабандные предметы старины, найденные в магазинах дилеров, в Египет и Ливию.

Мораг Керсел, профессор археологии Университета Депола в Иллинойсе, сказала, что бессмысленное разграбление археологических памятников по всему Ближнему Востоку в конечном счете «обусловлено исключительно спросом». «Мародеры делают это, потому что есть кто-то вроде Стейнхардта, кто готов платить деньги и покупать вещи, которые появляются прямо из-под земли», — сказала она.

В рамках сделки окружной прокурор Манхэттена изъял 180 артефактов Стейнхардта и постановил вернуть их в соответствующие страны. Стейнхардт также согласился на пожизненный запрет на приобретение предметов старины, хотя неясно, как этот запрет будет соблюдаться.

81-летний Стейнхардт является давним покровителем Израильского музея и многих других израильских учреждений, в том числе музея естественной истории Тель-Авивского университета, носящего его имя. С 2001 года фонд его семьи пожертвовал Музею Израиля более 6,6 миллиона долларов, согласно частичным налоговым декларациям США.

Окружной прокурор начал расследование массивной коллекции древностей Стейнхарда в 2017 году, после того как он одолжил скульптуру Головы быка Музею искусств Метрополитен, которая была похищена с одного из объектов в Ливане.