Министр по Северной Ирландии заявил об изменениях после решения о протоколе
Министр по делам Северной Ирландии Крис Хитон-Харрис после решения Верховного суда Великобритании, который признал законным Североирландский протокол, сказал, что «все должно измениться», пишет 8 февраля Belfast Telegraph.
Хитон-Харрис отреагировал на высказывание лидера Демократической юнионистской партии (DUP) Джеффри Дональдсона в палате общин, который подчеркнул, что постановление суда изменяет ключевой принцип, лежащий в основе соглашения Страстной пятницы, заключающийся в необходимости согласия между сообществами по вопросам, имеющим важное значение для народа Северной Ирландии.
«Это те вещи, которые необходимо урегулировать в законодательстве Великобритании, чтобы восстановить наше место в Соединенном Королевстве», добавил Дональдсон.
Министр по Северной Ирландии согласился с лидером юнионистов, отметив, что главным приоритетом является сохранение политической стабильности в Северной Ирландии, восстановление институтов Страстной пятницы в Белфасте.
«Ситуация в ее нынешнем виде подрывает Белфастское соглашение Страстной пятницы и разделение власти… Мы хорошо понимаем, и он прав: все должно измениться», — сказал Хитон-Харрис.
Бывший первый министр из DUP Арлин Фостер заявила, что обратить вспять последствия Протокола можно только путем дальнейшего изменения законодательства.
Тем временем вице-президент Шинн Фейн Мишель О’Нил приветствовала это решение и отметила, что оно «отвергает аргументы о том, что Протокол несовместим с соглашением Страстной пятницы».
«Протокол является законным, и он также необходим для ограничения ущерба, нанесенного Brexit», — добавила она.
По словам лидера партии Голос традиционалистов-юнионистов (TUV) Джима Аллистера, решение Верховного суда придаст смелости политической кампании против Протокола. «В политической войне против Протокола не может быть ни послабления, ни разрядки, иначе наше место в Соединенном Королевстве никогда не будет восстановлено», — подчеркнул он.
Напомним, протокол по Северной Ирландии был заключен по итогам Brexit. Он позволил Северной Ирландии остаться в едином торговом пространстве ЕС и при этом избежать возвращения жесткой границы на острове.
Граница между Великобританией и Республикой Ирландия имеет особый статус после заключения Белфастского соглашения 1998 года или, так называемого, Соглашения Страстной пятницы, разрешившего 30-летний конфликт между католиками-республиканцами и протестантами-лоялистами на территории Северной Ирландии. После заключения Соглашения граница на ирландском острове стала носить лишь номинальный характер, вдоль нее были сняты все заграждения и блокпосты.
В связи с тем, что после Brexit в Северной Ирландии по-прежнему применяются правила Таможенного союза ЕС, вместо сухопутной границы на острове Протоколом была введена таможенная граница по Ирландскому морю, отделяющая Северную Ирландию от Великобритании.
Однако юнионисты активно сопротивляются работе протокола, так как считают, что он лишает Северную Ирландию статуса полноправного члена Соединенного Королевства из-за границы в Ирландском море.