1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Москва, / ИА Красная Весна

Взрослая жизнь легендарного Дениски: сын Драгунского представил новую книгу

Изображение: Svklimkin
Денис Драгунский
Денис Драгунский

С презентацией своего нового сборника рассказов выступил писатель Денис Драгунский 18 февраля в московском клубе «Китайский летчик Джао Да», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Драгунский рассказал присутствующим о своей новой книге под названием «Соседская девочка» и зачитал несколько рассказов, которые войдут в нее. Это уже 18-я «номерная» книга Драгунского за его 10-летнюю писательскую карьеру, не считая двух переизданий.

Среди прочитанных рассказов — «Экспертиза», «Смех, слезы и европейская интеграция», «Красная линия», «Аптека за углом», «Лузерка», «Зимняя сказка», «Парадоксы житейской мудрости», «Племянник жены профессора», «Полулюкс», «Вечное возвращение». Часть из них уже была опубликована в периодических изданиях, с которыми Драгунский сотрудничает в качестве колумниста и обозревателя.

Судя по вопросам, которые публика задавала писателю, она интересовалась не столько содержанием прочитанных рассказов, сколько обстоятельствами их публикации. Драгунский похвалил те либеральные издания, в которых он подвизался в последние годы, за редакторскую отзывчивость и минимум цензуры. В то же время он слегка посетовал на необходимость вымарывать ненормативную лексику из своих произведений.

Отметим, Денис Драгунский вырос в семье известного детского писателя Виктора Драгунского. Именно со своего сына тот во многом срисовал образ Дениса Кораблёва из знаменитых «Денискиных рассказов». Кроме того, Драгунский-младший лично написал сценарий к фильму 1979 года «Удивительные приключения Дениса Кораблёва», который был снят по мотивам этих рассказов спустя 20 лет после выхода в свет самой книги.

Полноценный дебют Дениса Драгунского на писательском поприще состоялся в 2009 году. Первой его книгой стал сборник «Нет такого слова», вошедший в шорт-лист конкурса «Книга года» — 2009. Критики аттестуют Драгунского как мастера емкого мини-рассказа с множеством бытовых подробностей, обилием случайностей и неожиданной развязкой.

На 2–3 страницах у него зачастую «спрессованы» полновесные судьбы отдельных персонажей или даже целых поколений. В то же время, по собственному признанию писателя, на весь объемистый корпус его текстов приходится лишь около дюжины героев, которые «кочуют» из рассказа в рассказ.

До того как попробовать свои силы в литературе, Драгунский долгие годы занимался политической журналистикой и философией. В частности, его интересовали проблемы русского национального самосознания, которое он пытался утвердить на либеральных началах.

Свою политическую ориентацию Драгунский обосновывает тем, что последовательный либерализм дает возможность «критиковать даже самоё идею свободы», тогда как при авторитаризме вне «утвержденного канона» нельзя публично восславить даже сам источник авторитета.

Примечательно, как менялась гражданская позиция Драгунского в зависимости от внутрироссийской политической обстановки. В 2009 году, когда президентом был Дмитрий Медведев, Драгунский писал, что «мы (граждане РФ — прим. ИА Красная Весна) никуда не денемся» из «либерального контекста». Однако уже в 2015 году он заявил, что «свободы в России не было никогда». Более того, в апреле 2014 года он оценил присоединение Крыма к нашей стране как проявление шовинизма, которым, по его мнению, «вечно беременна» российская государственность.

Отметим также, что Драгунский, как и другие российские либералы, последовательно продвигает идею о «преодолении» сталинизма. Так, в статье «Крокодил и стервятник. Низменная духовность» от 2009 года Драгунский, уклонившись от прямого сопоставления нацистской Германии и довоенного СССР, предложил «признать сталинский режим преступным независимо от гитлеровского». При этом он не посчитал нужным разъяснить, с кем из пары «крокодил — стервятник» он ассоциирует Сталина, а с кем — Гитлера.

Комментарий редакции

Либеральная доктрина, которой присягнул писатель, неизбежно накладывает свой отпечаток и на его литературное наследие. Герои Драгунского-младшего, при всей экстравагантности их поступков и положений, почти никогда не выбиваются из пространства обыденности. В обстановке, которую создает для них автор, они могут реализовать свою свободу исключительно бытовым образом — уходом от супруги или мужа, переездом в Европу («Смех, слезы и европейская интеграция»), а то и попросту через банальную постельную интрижку («Вечное возвращение»).

Главный посыл, который читается у Драгунского между строк, как нельзя лучше описывается афоризмом английского писателя Терри Пратчетта: «В жизни всегда есть место подвигу. Главное — держаться от этого места подальше». Антигероичность писателя раскрывается без остатка в его двусмысленном отношении к подвигу якобы «несвободного» советского солдата. О такой ли карьере мечтал в советские годы маленький Дениска, увековеченный отцом в знаменитых рассказах?