НАТО ждет «огромных трудностей» при защите Прибалтики от «угроз» России
НАТО столкнётся с «огромными трудностями» при защите Прибалтики от якобы «российской угрозы», 30 марта сообщает Frankfurter Allgemeine со ссылкой на исследование Центра анализа европейской политики.
Если бы страны НАТО решил быстро ввести войска в Прибалтику, то таможенные формальности, устаревшие мосты, отсутствие железных дорог составили бы «значительные трудности», сообщается в исследовании.
«Военная мобильность имеет решающее значение для эффективного сдерживания», — говорится в предисловии к новому исследованию. Необходимо перемещать войска быстрее противника, только тогда политические лидеры могли бы вовремя урегулировать ситуацию. До 2017 года Бен Ходжес командовал силами США в Европе и разбирается в этом.
После присоединения Крыма к России в 2014 году в ходе учений Ходжес должен был быстро добраться до восточного фланга НАТО. Он рассказывает, что пришлось целую вечность заполнять таможенные бланки, дороги и мосты не были рассчитаны на тяжелые танки.
Он вышел на пенсию, но продолжает участвовать в исследовании данной темы. Для нового исследования Центра анализа европейской политики (Center for European Policy Analysis) он встретился с человеком, который с 2014 года занимался разработкой новой стратегии НАТО. Хайнрих Браус, бывший заместитель генерального секретаря НАТО, до 2018 года возглавлял процесс военного планирования.
Под его руководством все оборонные планы были переформатированы на гибридную войну, которую Москва, по их мнению, вела на Украине. Браус предполагал, что подобным образом Россия может дестабилизировать Прибалтику, а затем молниеносно напасть на нее.
Он считал, что Прибалтика — ахиллесова пята на границе с Россией, и там проживает многочисленное русское меньшинство, защищать ее будет трудно. Согласно докладу Rand Corporation, опубликованному в 2016 году, России понадобилось бы не более 60 часов, чтобы захватить столицы Латвии, Литвы и Эстонии.
Чтобы предотвратить потенциальное якобы нападение России, альянс создал корпус быстрого реагирования «Остриё копья» численностью 5 тыс. человек. Чтобы достичь кризисной зоны, понадобится несколько дней. В Прибалтике и Польше блок расположил «силы сдерживания». Сейчас НАТО думает над тем, как за месяц перебросить туда 50 тыс. человек.
Ходжес и Браус разработали проект пяти сценариев возможной операции. Два касаются Прибалтики, возможной «отправной точки конфликта с Россией». Первый подразумевает перемещение войск из норвежского порта Осло через Швецию и Балтийское море в Эстонию. Тут может быть «трёх-четырёхнедельная задержка», так как пропускная способность дорог и железнодорожных путей в Швеции низкая, а вагоны для переброски гусеничных машин отсутствуют. Хотя Швеция не является членом НАТО, в 2014 году она заключила договор о военной помощи НАТО.
Другой путь в Прибалтику — из Германии через Польшу в Литву. Однако войска должны пройти так называемый Сувалкский коридор шириной всего 60 км. К западу от него располагается Калининград, к востоку — Белоруссия, там есть всего две дороги и железнодорожная линия. Необходимо, чтобы войска «не застряли в ушке иглы», считают эксперты.
В случае перемещения снабжение войск продовольствием, топливом и боеприпасами также было бы проблематичным. Сначала нужно соорудить хранилища. Часто инфраструктура находится в частных руках. Кроме того, в Литве часто владельцы инфраструктуры — это русские.
Как полагают Ходжес и Браус, Европейский союз может подумать о благоустройстве дорог, мостов и туннелей. В бюджете ЕС на 2021–2027 год впервые предусмотрено €1,5 млрд на «военную мобильность», сообщает издание.