Бизнес-наставники для бывших заключенных могут появиться в России
Введение в России системы бизнес-наставничества для бывших заключенных лоббируют перед ФСИН представители «Объединения наставников», 28 марта сообщает RT.
В рамках такого наставничества освободившимся из мест лишения свободы предполагается предоставлять помощь по продвижению их бизнес-проектов, а также социальных и творческих начинаний.
По мнению продвигающих наставничество в подобном формате общественников, эта инициатива будет способствовать социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Бывшим заключенным будет предложено оставить заявку в интернете с описанием своих бизнес-идей. После обработки заявки к такому человеку приставят наставника, который советами станет помогать в реализации его идей. Кроме того, предполагается, что если наставниками будут представители бизнеса, то они смогут не только дать совет, но и стать потенциальным работодателем для экс-заключенных.
Напомним, в России на начало 2018 года в местах лишения свободы содержалось 602 176 заключенных. Этот показатель для нашей страны является историческим минимумом. Достигнут он был, во многом, благодаря «либерализации» системы уголовных наказаний, при которой лишение свободы чаще стало заменяться условным осуждением или денежными штрафами.
Социализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, несомненно, является важнейшей государственной задачей. Хотя бы потому, что без нее существенная часть ранее судимых вновь вернется к своему преступному ремеслу. Причем чем больше времени человек находился за решеткой, тем сложнее ему будет влиться в общество после освобождения.
Однако в предложенной инициативе больше всего смущает именно бизнес-направленность такого наставничества. При этой модели бывших заключенных предлагается социализировать не путем привития им уважения к труду и трудовой дисциплине, а через эксплуатацию надежд на моментальное обогащение за счет удачного бизнес-проекта. То есть вместо социализации через дисциплинированный труд, предлагается социализация через надежды на быстрое обогащение. Вместо честного труженика, как общественного идеала, вводится позитивный образ быстро разбогатевшего успешного бизнесмена. Но любой заключенный может сделать вывод о том, что бизнес в современной России порой мало чем отличается от обыкновенного криминала, а значит, привычные ему криминальные способы обогащения не так уж неприемлемы. На этом фоне полноценная социализация кажется нереализуемой.