Власть без оппозиции — это произвол, или могут ли голосовать мертвые души
В начале недели избирательные комиссии города Москвы отказали в регистрации в кандидаты Мосгордумы сразу нескольким известным оппозиционерам. Не смогли зарегистрироваться в качестве кандидатов такие известные несистемные фигуры как юрист «Фонда борьбы с коррупцией» (ФБК) Любовь Соболь, директор ФБК Иван Жданов, политики Дмитрий Гудков, Сергей Митрохин, Илья Яшин и другие.
Камнем преткновения стали подписи в поддержку кандидатов. Избиркомы заявляют, что доля бракованных подписей превышает разрешенную законом. Оппозиционеры настаивают на подлинности представленных подписей. По их мнению, претензии избиркомов — это лишь предлог, чтобы не допустить оппозиционных самовыдвиженцев на выборы.
Федеральная власть привычно пригласила обращаться в суд.
«Если будут какие-то возражения, если будут жалобы, то всегда можно прибегнуть к судебной практике, и, уже ориентируясь на суд, можно делать какие-то выводы. Пока все остальные выводы являются лишь рассуждениями», — заявил Песков по поводу разворачивающегося скандала вокруг московских выборов.
Член Мосгоризбиркома Дмитрий Реут, комментируя ситуацию, отметил, что избиркомы Москвы и так все спорные случаи пытались трактовать в пользу независимых кандидатов. Но даже такой подход не смог изменить плачевный для оппозиционеров результат.
«Мы внимательно все проверим, если выявятся ошибки — мы будем трактовать их в пользу кандидатов… Но если выяснится, что окружная комиссия слишком мягко отнеслась и не заметила какого-то нарушения — мы можем его заметить», — заметил Реут.
Глава Московского избиркома Валентин Горбунов был более конкретен и категоричен.
«Вот, например, вчера в 43 округе была обнаружена подпись умершего человека, который хорошо в Арбате известен. На 12 кандидатов 344 подписи. Если это перевести на структуру вооруженных сил, то целый батальон умерших набрали», — сообщил он журналистам.
«Мертвые души» были обнаружены у Геннадия Гудкова, Дмитрия Гудкова, Любови Соболь, Кирилла Гончарова, Константина Янкаускаса, Владимира Родионова и других.
Близкие к оппозиции политики, представители культурного и научного сообщества подвергли критике само наличие муниципального фильтра, обращая внимание на шведский опыт, где стать кандидатом в депутаты можно по заявлению.
Актер и режиссер Андрей Соколов указал на закрытость и субъективность этой процедуры. «Известны случаи, когда настоящие подписи признавались недостоверными, несмотря на то, что приходили люди и подтверждали их подлинность», — заявил он.
Глава Совета московского отделения партии «Справедливая Россия» Александр Романович призвал отменить барьер по сбору подписей, поскольку «многие действительно деятельные люди идут в парламент работать. И они хотят быть вне разных групп и движений, хотят быть независимыми». По его мнению, лучше всего отражают суть демократии слова Вольтера: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».
Соперница главы муниципального округа «Красносельский» Ильи Яшина по 45-му округу проректор ВШЭ Валерия Касамара поддержала Романовича.
«Выражаю серьезную обеспокоенность в связи с отказом в регистрации на выборах в Московскую городскую Думу ряда оппозиционных кандидатов, включая тех из них, у кого, по опросам, есть поддержка значительной части избирателей. Это снижает легитимность выборов, подрывает доверие к демократическим механизмам. Призываю Мосгоризбирком и Центральную избирательную комиссию пересмотреть эту ситуацию…», — написала Касамара в своем аккаунте в Twitter.
Снятых с дистации оппозиционеров поддержали и другие видные фигуры, в том числе и кандидаты, успешно прошедшие пресловутый «фильтр».
«Система должна иметь и власть, и оппозицию. Если этого нет, то само по себе предполагает необъективность. Во-вторых, у власти без оппозиции могут возникнуть ошибки. Ну, и в-третьих, это произвол», — заявил бывший мэр Москвы в комментарии изданию «Свободная пресса».
Кандидат в депутаты Мосгордумы от КПРФ, супруга координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова Анастасия Удальцова считает, что недопуск кандидатов показывает слабость позиции московских властей, которые готовы идти на многое ради необходимых ей результатов: «Манипуляции законодательством, попытки не допустить до выборов кандидатов от разных политических сил, включая просто гражданских активистов, — это проявление слабости власти. Власть, которая уверена в своих силах, спокойно идет на выборы и побеждает. Но сегодня в честной борьбе у ставленников мэрии во многих округах есть большой риск с треском проиграть. Мэрия проводит закрытую социологию и видит настроение общества, и она боится. Отсюда попытка фильтровать оппозиционных кандидатов».
Отметим, задолго до регистрации кандидатов предвыборную кампанию в Мосгордуму сопровождали скандалы. Оппозиционеры обвиняли московские власти в том, что против них выдвигаются известные общественники, имеющие провластную позицию. Так, в конце июня от участия в выборах отказалась руководитель Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения г. Москвы, член ОНФ Анна Федермессер. Федермессер фактически заявила, что подверглась травле со стороны людей, которых считала близкими по мировоззрению.