В Намибии начали расследование коррупции в министерстве шахт и энергетики
Расследование сигналов о фактах коррупции в министерстве шахт и энергетики Намибии начала комиссия по борьбе с коррупцией (ACC), 24 ноября сообщает газета The Namibian.
По словам пресс-секретаря ACC Жозефины Нгитувамата, жалобы в комиссию были зарегистрированы 14 сентября. Личность заявителя она не раскрыла.
«Согласно жалобам, есть выплаты денег, которые были предоставлены сотруднику, чтобы он поспособствовал выдаче лицензий на добычу полезных ископаемых и эксклюзивную разведку (EPLs). Поэтому начато расследование», — сказала она.
Нгитувамата также не раскрыла имен подозреваемых и сказала, что основное внимание комиссия будет уделять информации, представленной в жалобе.
Расследование началось после того, как министр горнодобывающей промышленности Том Алвендо признал, что в министерстве, вероятно, имеет место взяточничество.
Он сделал это признание в Национальной ассамблее во вторник, после того как The Namibian опубликовала сообщение о существующих обвинениях в том, что чиновникам министерства были выплачены взятки в размере N$50 млн (около $3 млн) за выдачу лицензии на разведку.
По словам Алвендо, разоблачение выявило потенциальную слабость процедуры выдачи или отклонения заявки на разведку. The Namibian сообщила о том, как две EPL были выданы компании Orange River Mining, принадлежащей двоюродному брату бывшего технического советника министерства шахт Ральфа Муямбы.
Муямба отрицал какие-либо нарушения при присуждении EPL своему двоюродному брату Питеру Шифваку.
«На протяжении многих лет наметилась тенденция, когда права на разведку предоставляются заявителям, которые не доказали каких-либо серьезных намерений проводить разведку», — сказал Алвендо депутатам.
По его словам, некоторые заявители подают заявки на получение лицензий на разведку не для того, чтобы проводить какую-либо разведку, а для того, чтобы торговать уже выданными лицензиями.
Случай с Orange River Mining как раз и был таким прецедентом. Компания продала лицензию китайской компании Xingfeng Investment, а вырученные средства, как утверждают источники, потратила на автомашины и экстравагантные вечеринки.
Алвендо сказал, что если не будет устранена такая практика выдачи лицензий на разведку, это может подорвать планы долгосрочного развития добычи минеральных ресурсов страны.
«Одним из непреднамеренных последствий этой практики является то, что вы создаете параллельный рынок для торговли лицензиями на разведку, где циркулируют огромные суммы денег. Это, в свою очередь, потенциально может создать стимулы для подкупа должностных лиц министерства с целью ненадлежащего выдачи лицензий», — отметил министр.
Чтобы решить эту проблему, сказал Алвендо, его министерство изменило методологию оценки заявок на получение лицензий на разведку.
«Каждый заявитель должен будет предоставить нам подробную программу разведки, которая должна сопровождаться соответствующим бюджетом на разведку и подробной информацией о квалифицированном персонале, который будет выполнять фактические разведочные работы», — пояснил Алвендо.
Алвендо сообщил также, что был удивлен тем, что Xinfeng Investment уже начала добычу полезных ископаемых, хотя компания первоначально указала, что начало работ запланировано на 2024 год.
По словам Алвендо, Xinfeng получила EPL в октябре 2021 года, а в августе 2022 года — лицензию на добычу полезных ископаемых на части участка EPL. Причем скорость, с которой было получено одобрение, также озадачила Алвендо.
«Удивительно, однако, что компания начала добычу полезных ископаемых вскоре после того, как получила лицензию на добычу полезных ископаемых», — сказал Алвендо.
«В своей заявке на получение лицензии на добычу компания также сообщила, что прежде чем инвестировать в обогатительную фабрику, которая должна быть построена в 2024 году, им необходимо будет экспортировать определенное количество дробленой руды на свой перерабатывающий завод в Китае», — сообщил министр.
В рамках этого соглашения компания экспортировала 75 000 тонн руды под видом образцов, выплатив роялти в размере N$2 млн.
Алвендо признал, что чиновники министерства, ответственные за выдачу экспортных лицензий, не оговорили объем образцов. Он сказал, что разрешения на экспорт были выданы бывшим комиссаром по добыче полезных ископаемых Эрастусом Шиволо.
«На сегодняшний день компании выдано разрешение на экспорт на общий объем 135 000 тонн дробленой руды», — сказал Алвендо.
Министерство на прошлой неделе опубликовало уведомление о том, что оно согласилось разрешить компании экспортировать остальную руду, несмотря на то, что такое количество считается слишком большим для целей отбора проб.