Китайская модель цифровизации поставок продовольствия оказалась уникальной
Решение по дальнейшей модернизации китайских цепочек поставок продуктов питания влечет за собой создание паутины цифровых платформ, конкурирующих за доставку продуктов питания непосредственно потребителям. Об этом 9 октября пишет издание Food Logistics.
Цепочки поставок продовольствия в Китае модернизируются способами, которые сильно отличаются от принятых в остальном мире. И нынешняя цифровизация активизирует этот процесс, ставя потребителей в центр внимания, предоставляя представление о модели, которая больше нигде не была опробована в таком масштабе.
В 2020 году количество цифровых платежных операций в Китае было в два раза больше, чем в Соединенных Штатах, и составило 45% всех цифровых платежей в мире.
По оценкам McKinsey, к 2022 году четверть продуктов питания в Китае будет продаваться онлайн. Для сравнения: потребители в США все чаще используют электронную торговлю продуктами питания, но они по-прежнему отстают от китайцев: по оценкам, к 2022 году продажи онлайн-продуктов составят 12% от общего объема.
В Китае интернет-магазины близки к достижению заявленной цели — отправить любую посылку по всей стране менее чем за 24 часа. Это создает революцию в цепочках поставок сельскохозяйственной продукции в Китае.
В течение многих лет скандалы с безопасностью пищевых продуктов в Китае попадали в заголовки газет на Западе. В 2008 году 300 тыс. младенцев подверглись серьезным проблемам с почками из-за употребления испорченной детской смеси. Годом ранее тот же самый ингредиент меламина, канцерогенное химическое вещество, был обнаружен в корме для домашних животных, экспортируемом в Соединенные Штаты.
С тех пор китайские власти закрыли тысячи мелких переработчиков молочной продукции и разработали правила, поощряющие создание крупных современных молочных ферм и перерабатывающих заводов. В результате более крупные фермы с более чем 100 коровами в настоящее время составляют две трети стада и производят более 70% молока, в то время как на 3 ведущих переработчика приходится 50% производства против 25% в Соединенных Штатах — это, возможно, самая быстрая модернизация цепочки поставок сельскохозяйственной продукции, которую когда-либо видел мир.
Та же тенденция наблюдается в животноводстве и производстве зерна. Огромные объемы капитала и технологий были вложены в свинофермы, птицефабрики и механизацию выращивания сельскохозяйственных культур, что привело к значительному улучшению здоровья животных и безопасности пищевых продуктов.
Но в Китае все еще много фермеров, работающих на очень маленьких участках. В 1980 году 80% населения проживало в сельской местности. К 2020 году эта доля снизилась до 37%, но это по-прежнему составляет около 500 млн человек, работающих в среднем на сельскохозяйственном участке площадью 64 сотки. Это особенно очевидно в производственном секторе, где плодоовощные угодья по-прежнему в основном эксплуатируются семейными фермами.
Столкнувшись с более постепенной тенденцией урбанизации 100 лет назад, западные страны медленно консолидировали предложение вокруг более крупных сельскохозяйственных операторов.
Если урбанизация в Китае стабилизируется примерно на уровне 70% населения, в Китае по-прежнему будет 420 миллионов сельских жителей. В этом контексте консолидация предложения по модели, которую мы испытали на Западе, быстро достигнет своих пределов.
В отличие от Соединенных Штатов, где пять крупных розничных сетей контролируют три четверти продаж продуктов питания, основные розничные игроки Китая составляют менее 5% от общего объема. У американских ретейлеров есть критическая масса для создания собственных платформ электронной коммерции для обслуживания своих потребителей. Розничным торговцам Китая пришлось полагаться на сторонние цифровые платформы.
В этом контексте каково решение для дальнейшей модернизации китайских цепочек поставок продовольствия? Ответ заключается в том, что паутина цифровых платформ в настоящее время яростно конкурирует за то, чтобы доставлять продукты питания непосредственно потребителям в неслыханных масштабах.
Благодаря множеству доступных вариантов китайские потребители теперь могут объединяться онлайн со своими соседями в «потребительские объединения» для групповой покупки продуктов питания. Новые сервисы потоковой передачи видео предоставляют потребителям и фермерам инструменты для удаленного взаимодействия, воссоздавая в цифровом виде коммуникацию, которая существовала на деревенском рынке.
Эта огромная деятельность может перевернуть цепочки поставок продовольствия в Китае. Мелкие фермеры теперь могут устанавливать прямые отношения с потребителями, вместо того чтобы полагаться на длинную цепочку посредников, создавая возможность как для увеличения доходов в сельской местности, так и для повышения осведомленности о качестве и безопасности пищевых продуктов.
Прямая трансляция уже воссоздает в интернете яркие взаимодействия, которых так не хватало потребителям и фермерам. Данные также могут обеспечить прозрачность на справедливом цифровом рынке, который отличает лучшее от худшего с бесконечным потоком отзывов клиентов о качестве и свежести.
Но рой игроков, конкурирующих в этом секторе, заставляет многих инвестировать в убыток, чтобы получить долю рынка и достичь критической массы, теряя при этом миллиарды долларов в гонке, которую могут выдержать только игроки с самыми глубокими карманами, — тенденция, которая уже произошла в других секторах.
Кем бы ни оказался победитель, продовольственный сектор Китая, скорее всего, преобразится, и отдельные фермеры смогут получить доступ к более широкому кругу клиентов, общаясь друг с другом для обмена передовым опытом.
Китайские покупатели выиграют от увеличения масштабов поставок, инноваций, таких как потребительские сообщества, и массивной инфраструктуры холодильной сети, соединяющей отдаленные сельские районы с городскими центрами, предлагая китайским потребителям широкий выбор продуктов питания, которые возродят старинные породы свинины или местные сорта зелени, которые в противном случае исчезли бы в модели консолидации спроса и предложения в западном стиле.