Отрицательный баланс. Российские банки к августу потратили всю валюту

Изображение: Андрей Грук © ИА Красная Весна

К августу российские банки исчерпали все свои валютные запасы, заявили аналитики Райффайзенбанка 24 августа, журналистам РБК.

«Можно сказать, что состояние пока пограничное, нулевое. Это говорит об отсутствии избыточной валютной ликвидности на локальном рынке, с одной стороны, а с другой — сигнализирует о том, что по итогам августа изменений в лучшую сторону не произойдет», — рассказал аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.

По словам Порывая, сейчас у банков отрицательный валютный баланс. По его оценке дефицит валюты в банковском секторе составил $0,2–0,3 млрд.

По данным Центробанка, с июля российские банки значительно увеличили валютное кредитование, потратив на это 3,7 млрд. долларов. При этом поступление валюты от клиентов за это время было скромным, примерно 0,6 млрд. долларов. Эта разница и дала отток валютной ликвидности банков в размере $3,1 млрд.

Кроме того банки стали выводить средства со своих валютных счетов за рубежом. За счет этих операций банки за июль продали валюту на 6,3 млрд долларов.

«Это больше, чем требовалось для исполнения валютных обязательств, что, скорее всего, привело к сокращению открытой валютной позиции на балансе», — отметили аналитики.

По их мнению, банки продали эту валюту на внутреннем рынке.

«Сейчас, похоже, банки сами „отпускают“ не приносящие дохода валютные активы на основании своих ожиданий относительно будущих притоков и оттоков», — рассказала вице-президент Moody’s Ольга Ульянова

По ее словам, на волне пандемии коронавируса в США снизили базовую кредитную ставку почти до нуля. Это лишило банки дохода от средств, размещенных на долларовых корреспондентский счетах. А у евро базовая ставка держится на нулевом или отрицательном уровне еще с первой половины 2010-х годов.

«Мы пока не наблюдаем существенного структурного дефицита валютной ликвидности в секторе. У банков достаточный объем рублевой ликвидности, а у ЦБ достаточно инструментов для удовлетворения возникающих потребностей в валюте. Возможно, это временный эффект», — отметил директор группы «финансовые институты» S&P Сергей Вороненко.

В свою очередь эксперт Райффайзенбанка выразил свое мнение о возможных рисках: «Это не новая ситуация. Например, в сентябре 2018 года дефицит валютной ликвидности был $3,5 млрд — в целом ничего страшного, если это будет кратковременная ситуация».

Если эта тенденция сохранится, то в итоге приведет к росту стоимости валюты на внутрироссийском рынке.

Напомним, что в последний раз дефицит валюты у банков наблюдали в сентябре 2018 года. В тот раз к этому привел отток средств с валютных счетов клиентов из-за страха перед новыми санкциями США