Экономист предложил Пакистану альтернативу либерально-рыночному курсу МВФ

Корнелиус Бисшоп. Ученый в своем кабинете (фрагмент). 1655
Корнелиус Бисшоп. Ученый в своем кабинете (фрагмент). 1655
Корнелиус Бисшоп. Ученый в своем кабинете (фрагмент). 1655

Альтернативный подход к выходу из кризиса, не прибегая к либерально-рыночным рекомендациям МВФ, предложил для Пакистана экономист и старший исследователь Университета Хэбея (КНР) Шакил Ахмад Рамай в статье, опубликованной 29 мая на сайте одного из крупнейших пакистанских агентств The Express Tribune.

Автор отмечает, что несмотря на серьезный кризис и дефициты различного толка в Пакистане, МВФ по-прежнему требует от страны новых уступок, продолжая оказывать на правительство существенное давление.

Он подчеркнул, что в этой ситуации правительство оказывается в противоречивом положении: с одной стороны, МВФ вынуждает его экономить и снижать расходы и субсидии, а с другой стороны, приближающиеся выборы заставляют власть наращивать субсидии.

Таким образом, пишет Рамай, правительство оказывается перед очевидным выбором: следовать рекомендациям МВФ, вводя бережливые монетарную и фискальную политики, меры по экономии, а также позволять инфляции расти, либо разорвать порочный круг, приняв альтернативный подход.

«В первую очередь, Пакистану лучше избегать МВФ и использовать собственные знания. Анализ исторических данных показывает, что ни одна из стран не добивалась роста под руководством МВФ. Напротив, страны, которые следовали рекомендациям МВФ, усугубляли внутренний кризис», — отмечает автор, приводя в пример Аргентину, Бразилию, Мексику и другие страны.

Проводя параллели между экономической политикой Аргентины, которая пыталась добиться благосклонности МВФ в течение долгого времени, и Пакистаном, ученый описывает, как сначала Аргентина имитировала рост и возвращала кредиты за счет распродажи активов. Подобный подход, продолжает эксперт, привел к тому, что она потеряла ценные источники дохода, не погасив кредитных обязательств.

После выполнения последней программы МВФ на $50 млрд (4 трлн руб.), ситуация в Аргентине только ухудшилась, а инфляция в стране превысила 100%.

В этой связи Рамай предлагает правительству придерживаться нескольких ключевых принципов.

Во-первых, выйти из-под соглашения с МВФ и искать другие пути решения национальных проблем.

Во-вторых, отказаться от «ментальности экономии (которая, по-видимому, не касается отраслей бюрократии, политиков и институтов) и жестких монетарных и фискальных политик», чтобы прервать циклы застоя и инфляции и выйти на путь роста.

Автор отмечает, что политика жесткой экономии по лекалам МВФ уже привела экономику к коллапсу. Только по предварительным оценкам правительства, ВВП Пакистана в 2022/23 финансовом году сократился на 0,8%, как и динамика крупной промышленности (минус 8% — прим. ИА Красная Весна), тогда как сфера услуг выросла всего на 0,9%.

Таким образом, пишет экономист, новый бюджет необходимо готовить с прицелом на «контр-циклический подход», сосредоточившись на поддержке и развитии государственного сектора и проектов Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), которые представляют собой основную перспективу роста экономики Пакистана.

Он замечает, что госсектор способен направить в бюджет потоки неналоговых поступлений, сетуя на то, что в Пакистане государственные предприятия считаются «плохим экономическим выбором».

Исследователь поясняет, что либеральные экономисты уже долгое время атакуют госсектор, убеждая правительство в его неэффективности и оправдывая эти атаки плохим состоянием государственных предприятий, а также описывая выгоды от приватизации.

Однако эти экономисты на рассказывают всей правды, отмечает Рамай. По его словам, основная проблема состоит в неправильном использовании и угнетении госпредприятий. В частности, правительства Пакистана никогда не управляли госсектором, основываясь на экономической рациональности.

Вместо этого, заявляет экономист, они использовались в политических целях, а также как теплое место для «друзей власти» и политических союзников, не учитывая реальную пользу, которую они приносят. Как следствие, госпредприятия, включая Пакистанские авиалинии (PIA), сталелитейная промышленность, железные дороги, оказываются местом концентрации «друзей» или сторонников.

«Элита эксплуатирует компании без жалости и игнорируя национальные интересы», — заявил ученый. По его словам, необходимо сосредоточиться на управлении предприятиями, в неэффективности которого сконцентрировано ядро всех проблем госсектора.

Исследователь предлагает Пакистану брать пример с госсектора КНР, заимствуя эффективные способы управления. Он отмечает, что несмотря на процветание частного сектора, госпредприятия КНР по-прежнему обеспечивают 30–32% ВВП.

«Первый урок Китая — управление госсектором на основе рациональности, а не кумовства или фаворитизма», — пишет автор.

В качестве конкретных проектов он предлагает сотрудничество (с КНР) в области сельского хозяйства, которое способно принести быструю выгоду, строительство особых экономических зон (ОЭЗ), а также строительство железнодорожной линии ML-1 (Карачи-Пешавар), которая является важной составляющей КПЭК.

Экономист подчеркивает, что новый бюджет необходимо планировать не под выборы, а с учетом долгосрочных целей развития страны. Вместо непродуктивных субсидий основное внимание должно быть направлено тем отраслям хозяйства, которые способны обеспечить рост: госсектору, КПЭК и сельскому хозяйству. При этом субсидии необходимо связать с экономической активностью населения: например, поддержкой малых фермеров.

Читайте также: Ученые из США раскритиковали экономическую политику правительства Пакистана