Археологи добрались до одной из архитектурных жемчужин древнего мира
Архитектурные особенности одного из «самых красивых» древних городов Алаезы исследовали археологи около коммуны Туза, на северном побережье Сицилии, 6 июня сообщается на сайте французского Национального института превентивных археологических исследований (INRAP).
Алаеза (Halaesa или Halesa) один из «самых красивых», по утверждению Цицерона, городов Сицилии начинает раскрывать свои секреты археологам, в особенности редкой формы античный театр, погребенный под кубометрами земли.
Единственный автор, который говорил об основании Алезы — это Диодор Сицилийский в книге XIV (16, 4) его Исторической библиотеки. Диодор предположил две версии появления поселения. Согласно первой, город был основан карфагенянами в 405 году до н. э. Другая, наиболее распространенная традиция гласит, что Алаеза была заложена царем Архонидом II Гербитским в 403-402 годах до н. э.
В то время на северо-востоке Сицилии жили сицилийцы, а в регионе, где была основана Алаеза, существовало небольшое сицилийское царство сикулов (древнего народа острова Сицилия) со столицей в Гербите. Точное местонахождение Гербиты пока не найдено, но, согласно последним исследованиям, древняя столица должна находиться в горах за Алаезой.
Известно, что во времена первой Пунической войны с 264 по 241 гг до н. э. Алаеза заключила союз с римлянами против Карфагена. Этот союз принес победу и богатство городу. В 263 году до н. э. Алаеза стала одним из пяти свободных городов Сицилии, освобожденных от налогов. Город стал важным портом, через который шли поставки пшеницы из внутренних районов Сицилии в Рим.
Расцвет поселения привел к росту монументального строительства, о чем свидетельствует обнаруженные постройки театра, большого жилого района к югу от форума (площади, где проходила общественная жизнь горожан), а также застройка северного холма, известного как «храм Аполлона», где исследователи обнаружили развалины трех храмов, также датированных III веком н. э.
В течение тринадцати веков своего существования город ни разу не был взят неприятелем или разграблен. Алаеза оставалась важным портом до имперского периода Рима. В IV веке город пережил землетрясение, но продолжал существовать и вскоре стал епископством. Предположительно он был покинут жителями в IX веке. В 853 году, когда арабы заняли северное побережье Сицилии, город уже был заброшен.
Первые раскопки в этой части острова начались в 1950-х годах прошлого века. В результате были раскопаны агора-форум, часть храма Аполлона в северном акрополе и расчищена крепостная стена в северной части восточного склона холма. Раскопки форума были возобновлены в 1970-х годах, а затем в 2000-х. Проект долгое время считался признанным памятником архитектуры и только недавно приобрел статус археологического парка.
В 2016 году археологические работы были возобновлены на месте театра в Алаезе. Форма полукруга, вид на море, направление основных ветров, которые переносят голос говорящего, углубление в форме чаши, подразумевающее скену и орхестру (составные части древнегреческого театра), расположение теней ранним вечером, когда проходили спектакли в античности — все эти признаки указывали на верный выбор археологов.
После серии лидарных исследований (дистанционного зондирования с помощью лазерного импульса) было выявлено наличие желобов, заполненных водой, и элементов, похожих на каменные ступени. Раскопки глубиной 5-6 метров открыли три трибуны, вырезанные в скале. На другом участке исследователям удалось добраться до плоской каменной террасы, которая предположительно была орхестрой (местом перед сценой, где помещался хор). А в третьем раскопе обнаружился трубопровод.
Особая форма сидений подтверждала сходство с театрами, которые строились только в северной Сицилии или на побережье Ближнего Востока. Используемый строительный материал — разновидность известняка калькаренит — был завезен из региона Солонтум в 90 км к западу. Базальтовые облицовочные блоки, найденные в верхней части театра, вероятно, происходят из региона Этны или с Эолийских островов. Открытие каменных сидений, трибун, мощеного пола между орхестрой и скеной (помещения для переодевания актеров), подтвердили наличие большого театра, похороненного под 12 000 кубическими метрами земли. Был ли театр на этом месте, до римского варианта постройки, пока неясно.
В настоящее время археологи почти полностью очистили трубопровод и обнаружили в толще ограждения сложные зигзагообразные проходы, которые использовались для отвода воды на улицу. Сооружение датируется концом III — началом II века до н. э. или римским периодом.
Также удалось обнаружить «центральное здание» — верхнюю часть многоэтажного жилого дома, расположенного вдоль склона холма. В помещении на первом этаже было 3 комнаты шириной 5 метров и разные по длине, с большим центральным пространством и двумя небольшими боковыми углублениями, расположенными вдоль коридора.
Пол был глиняный. В центральной комнате первого этажа кафельный пол был выложен белыми тессерами. В помещениях в большом количестве найдены статуэтки, светильники, различные металлические предметы. После того, как здание было заброшено и разрушено в конце античности, место превратилось в небольшой некрополь, состоящий в основном из захоронений подростков и младенцев.
Уже теперь исследователям понятно, что город пережил свой золотой век в III веке н. э. Ученым еще предстоит ответить на вопрос как сикулы, греки, наемники и разношерстная толпа строили архитектурные памятники, которые позволили Цицерону назвать Алаезу как «pulcherrima» (лат. — Самый красивый) среди всех городов Сицилии? Сделанные открытия доказали не только интенсивность городской застройки, все указывает на существование особого вида северо-восточного склона города, который открывался любому, прибывшему морем.
В настоящее время перед исследователями стоит задача изучить три основных сектора древнего города Алаеза: область южного акрополя, область к югу от форума и район театра.