Смягчено наказание за лайки и репосты, возбуждающие вражду и ненависть
Уголовная ответственность за репосты картинок в Интернете, способных возбудить ненависть или вражду, отменена федеральным законом № 519-ФЗ, вступившим в силу 7 января, сообщает «Парламентская газета».
Согласно федеральному закону № 519-ФЗ, уголовная ответственность не наступает в том случае, если такой репост был совершён один раз в течение года. Кроме того, данное деяние не должно представлять «серьёзной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства».
В случае совершения проступка в организованной группе, с применением насилия либо с использованием служебного положения уголовная ответственность наступит с первого раза.
В противном случае вместо уголовного преследования гражданам будет грозить административный штраф от 10 до 20 тысяч рублей или до 100 часов обязательных работ. При повторном нарушении закона деяние уже попадет под действие Уголовного кодекса, согласно которому провинившимся могут грозить сроки до пяти лет лишения свободы.
Напомним, что по данным судебного департамента при Верховном суде РФ, за 2017 год в России выросло число осужденных по «экстремистским» статьям, сосредоточенным в гл. 29 УК РФ. Так в 2017 году были осуждены 604 человека, что вчетверо больше, чем в 2011 году. Больше всего — 460 человек — были осуждены по ст. 282 — возбуждение ненависти, вражды, а равно уничижение достоинства человека.
По мнению экспертов, первый всплеск осужденных за экстремизм и разжигание ненависти пришелся на 2012 г. Тогда, 21 февраля, группа Pussy Riot устроила провокационную акцию в храме Христа Спасителя. В ноябре видео из храма и другие ролики с акциями группы официально признали экстремистскими.
Второй пик пришелся на 2014–2015 годы. Это связано с политическими событиями на Украине, в Крыму и Сирии, когда в соцсетях резко выросло количество экстремистских высказываний.
Следующий пик (2016–2017 годы) связан с принятием так называемого пакета Яровой — ряда законопроектов, ужесточающих наказание за терроризм и экстремизм. Именно тогда призывы к терроризму и его оправдание в Интернете приравняли к аналогичным заявлениям, совершенным с помощью средств массовой информации.