Япония потратила 22 миллиарда долларов на интервенцию в поддержку иены

Изображение: Федор Дорофеев © Красная Весна
Портрет на фоне финансов — Сюнъити Судзуки
Портрет на фоне финансов — Сюнъити Судзуки

Резкий скачок иены в четверг был вызван, скорее всего, валютной интервенцией правительства Японии, показывает анализ счетов центральных банков, проведенный Bloomberg, сообщает 13 июля The Japan Times.

Таким образом, Япония, в этом году вышла на валютный рынок в третий раз, чтобы поддержать иену, вскоре после того, как в четверг были опубликованы данные по инфляции в США.

Масштаб интервенции, вероятно, составил около 3,5 трлн иен (22 млрд долларов США (1,95 трлн руб.)), исходя из сравнения счетов Банка Японии.

Цифры указывают на то, что валютные власти Японии попытались воспользоваться ростом ожиданий снижения ставки Федеральной резервной системы США сразу после того, как данные показали общее замедление инфляции в США.

Предполагаемая интервенция в четверг станет первой, направленной на повышение курса иены в период ее укрепления по отношению к доллару, что является новым шагом в стратегии Японии, направленной на сдерживание спекулянтов с тех пор, как она начала поддерживать иену в сентябре 2022 года.

Некоторые наблюдатели рынка уже были готовы к вмешательству, если бы цены в США оказались выше ожидаемых, что могло бы спровоцировать падение иены. Вероятность вмешательства Токио, если бы иена начала укрепляться, не была широко ожидаемой.

«Время вмешательства было выбрано неожиданно», — сказал Синъитиро Кобаяси, главный экономист Mitsubishi UFJ Research & Consulting.

Министр финансов Сюнъити Судзуки и главный валютный руководитель Масато Канда отказались комментировать в пятницу, вмешались ли они в соответствии со своими ответами после действий, предпринятых ранее в этом году в конце апреля. Японские СМИ сообщили, что власти вышли на рынок, ссылаясь на неназванных чиновников.

Спекуляции об интервенции резко возросли после резких движений иены ночью. Чуть более чем за 30 минут после того, как в четверг вечером в Токио были опубликованы данные по инфляции в США, которые оказались слабее ожиданий, валюта резко укрепилась с примерно 161,58 иены по отношению к доллару до 157,44 иены, что составило чуть более 4 иен, в масштабах, схожих с большинством предыдущих интервенций.

Иена торговалась к доллару на уровне около ¥159.09 к вечеру пятницы в Токио. Она потеряла более 11% в этом году, став самым крупным потерпевшим среди основных валют.

Предполагаемый размер интервенции основан на движениях на счетах центрального банка. В пятницу BOJ сообщил, что его текущий счет, вероятно, упадет на 3,2 триллиона иен из-за правительственных фискальных факторов на следующий рабочий день вторника. Это сопоставимо со средним прогнозируемым ростом на 333 миллиарда иен среди частных денежных брокеров до предполагаемой интервенции, включая Central Tanshi, Totan Research и Ueda Yagi Tanshi.

«Весьма вероятно, что они воспользовались укреплением иены и ослаблением доллара после публикации индекса потребительских цен США, чтобы провести интервенцию и смогли повысить курс иены, потратив менее 4 триллионов иен, которые они потратили в прошлый раз в мае», — сказал Юитиро Такаи, аналитик Totan Research.

Сравнение оценок финансовых брокеров с прогнозом текущего счета Банка Японии оказалось точным при расчете приблизительной цифры прошлых интервенций с сентября 2022 года.

Еще одним свидетельством вмешательства является то, что четверг был одним из самых загруженных дней для спотовой торговли японской иеной с ноября 2016 года, согласно данным CME Group, крупнейшего в мире регулируемого валютного рынка. Около 53 миллиардов долларов было продано в паре доллар-иена на спотовой платформе EBS CME, что является четвертым по величине показателем с 1 января 2022 года, сообщил представитель биржи в ответе на вопросы по электронной почте.

Ранее в этом году правительство потратило рекордные 9,8 трлн иен на интервенции в конце апреля и начале мая, чтобы поддержать иену после того, как она упала до 34-летнего минимума по отношению к доллару. Расчеты Bloomberg оценили масштаб покупки иен в 9,4 трлн иен.

Официальные ежемесячные данные по вмешательству должны быть опубликованы 31 июля, когда Канда должен уйти в отставку в рамках очередной бюрократической перестановки, и его место займет Ацуси Мимура, который в настоящее время является генеральным директором международного бюро Министерства финансов.

Правительство Японии боролось за то, чтобы изменить ситуацию на валютном рынке. Инфляция оставалась высокой на уровне или выше целевого показателя Банка Японии в 2% в течение более двух лет, при этом иена была ключевым фактором. Поскольку реальные зарплаты падали, потребительские расходы снижались каждый квартал в течение года вплоть до марта.

Одним из основных факторов, обуславливающих слабость иены, является разница в процентных ставках между США и Японией, особенно разница в доходности долгосрочных долговых обязательств после учета инфляции. Это говорит о том, что повышение ставки Банком Японии или снижение ставки ФРС поможет поднять иену.

Центральный банк Японии неоднократно заявлял, что не ставит своей целью какой-либо курс иены, и демонстрировал сопротивление открытому изменению политики поддержки валюты. Однако управляющий Банком Кадзуо Уэда заявил, что политика может быть изменена, если слабая иена изменит прогноз инфляции.

Нет единого мнения о влиянии вероятной интервенции на политическое решение Банка Японии 31 июля. Некоторые экономисты говорят, что действия на рынках сделали повышение ставки более вероятным, поскольку после реакции правительства центральному банку нужно было действовать дальше. Другие говорят, что это сделало повышение ставки менее вероятным, поскольку давление на иену ослабло.

«Банк Японии не будет менять ставки в июле», — заявил Нобуясу Атаго, главный экономист Института экономических исследований Rakuten Securities, сославшись на сохраняющуюся вялость потребительских расходов и экономики в целом. «Если они сделают это сейчас, это будет расценено как реакция на иену».

«Банк Японии все еще преследуют его прошлые ошибки, когда он был вынужден снижать ставки вскоре после их повышения», — полагает бывший чиновник Банка Японии Атаго.