1. Экономическая война
  2. Гражданская авиация
Москва, / ИА Красная Весна

Новый самолет «Байкал» подешевел в два раза после комментария Путина

Изображение: Minpromtorg.gov.ru
Самолет «Байкал» (ЛМС-901)
Самолет «Байкал» (ЛМС-901)

Стоимость регионального самолета «Байкал» снизилась в два раза после «магического» поручения Владимира Путина, этот новый самолет должен заменить известный Ан-2, заявил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев 13 сентября.

Президент России Владимир Путин призвал ускорить производство пассажирского самолета «Байкал».

«Несколько дней был 455 млн рублей, а стал что-то там около 260 млн рублей. Ну, здорово», — отметил Трутнев.

После проявленного внимания главы государства создатели необходимого для большой страны самолета также улучшили уже запланированные технические характеристики самолета.

«Нам предъявляли 1050 метров. Я вообще не знал, что с этим делать, скажу честно. Потому что у нас полос по 1050 метров на Дальнем Востоке — 33. И всë. А все остальные не подходят. Для всех остальных никакой „Байкал“ сесть не сможет. Вчера мне сказали: да нет, 350 метров. Как? Поэтому низкий поклон Владимиру Владимировичу Путину. Его изъявление творит чудеса», — заявил Трутнев.

Напомним, ЛМС-901 «Байкал» — легкий многоцелевой самолет, созданный для осваивания местных воздушных линий, а также для исполнения всевозможных авиационных работ. Придуман для замены «кукурузника» Ан-2: чтобы подняться, ему было достаточно 30 метров даже с колхозного поля.

Если сравнивать со своим «дедушкой», новый самолет станет иметь меньше размеры, обладать большей скоростью и дольше будет работать без дозаправки. К тому же создатели обнадеживают, что надежность и универсальность останется прежней.

«Байкал» — моноплан, имеющий длину — 12,2 м при размахе крыла 16,5 м и высоте 3,7 м. Самый большой взлетный вес — 4,8 тонны. Самолет создан Уральским заводом гражданской авиации и Московским авиационным институтом по поручению и при активной поддержке Минпромторга.

Новый летающий «внедорожник» для малой авиации впервые продемонстрировали «вживую» на МАКС-2021. Сказать, что интерес к нему был невероятный, — почти ничего не выразить.

«Используя современные методы весовой, цифровой оптимизации, мы постарались сделать самолет, который можно эксплуатировать с тех же площадок, что и Ан-2. Но при этом „Байкал“ имеет крейсерскую скорость в полтора раза выше: вместо 200 — 300 км в час. Материалы все отечественные», — рассказывал тогда журналистам главный конструктор Вадим Демин.

Следуя комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, всего в 2025 году запланировано передать заказчикам пять «Байкалов», в 2026–2029 годах — по 25 машин в год, в 2030 году — 34 машины.

Существуют пока требования к машине — она должна изготавливаться из деталей отечественного производства, должна существовать возможность переоборудования машины для различного использования. Дальность полета — не менее 1500 км. Самолет обязан действовать при температурах от -50 C до +55 C при применении грунтовых аэродромов. Максимальная длина разбега/пробега была — 250 м. Имея основное радиоэлектронное оборудование, самолет должен работать до 73 северной широты, у него более тонкая электронная система. Плюс новая авионика, что ведет к улучшению управления,а такжет новый двигатель.

Двигатель ВК-800СМ для «Байкала» придуман создателями с нуля, в России не было еще турбовального мотора в этом силовом сегменте. Его преимущество — он не нуждается в авиационном бензине, а летает на керосине, это намного чище. Пассажирам, наверно, интересны размеры салона, в котором им придется лететь. Так вот, его длина 4,9 м, ширина около 1,5 м и высота 1,67 м, самолет будет перевозить 9 человек.

Первые «Байкалы» планировали поставить дальневосточной «Авроре» уже в 2025 году, но сроки много раз смещались. Подрядчика по созданию самолета «Байкал» необходимо менять, заявил вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

«Прежде всего все-таки надо вернуться на несколько шагов, чтобы поменять подрядчика», — сказал вице-премьер.

В создание и запуск производства ЛМС-901 «Байкал» уже вложили уже около 5 млрд рублей. И стоимость одной машины выросла со 120 млн рублей в 2019 году до 455 млн рублей в 2024 году.

Рост себестоимости и, как следствие, стоимости самолета объясняется очевидными факторами, рассказал «РГ» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Цена в 120 млн рублей была зафиксирована на рубеже десятилетий, и с тех пор подорожало всë, причем некоторые товары кратно. А оценки в 400 и больше млн рублей относятся не к 2024 году, а к будущему периоду», — объяснил он. И к тому же, по мнению эксперта, труднее всего с комплектующими материалами.

Также эксперт напомнил, что 120 млн рублей — это стоимость так называемой базовой версии, но есть дополнительное оборудование и, значит, дополнительные расходы.