Партийные архивы. Специалисты указали на препятствия для рассекречивания

Изображение: © ИА Красная Весна
Конференция «Бывшие партийные архивы на современном этапе: актуальные проблемы и пути их решения». Санкт-Петербург. 25.10.2019
Конференция «Бывшие партийные архивы на современном этапе: актуальные проблемы и пути их решения». Санкт-Петербург. 25.10.2019

Законодательный документ по работе с конфиденциальной информацией всех видов необходим для решения вопросов, связанных с рассекречиванием архивов, заявил главный хранитель фондов Государственного архива Мурманской области Сергей Руденко 25 октября на конференции «Бывшие партийные архивы на современном этапе: актуальные проблемы и пути их решения», сообщает ИА Красная Весна.

Руденко принял участие в конференции по видеосвязи. Он отметил, что партийные документы содержат информацию практически по всем направлениям развития регионов, потому что значимые решения принимались сначала партийными органами, а затем — соответствующими советами.

Кроме того, партийные документы внутреннего использования более информативны по сравнению с документами органов государственной власти. Так, на сессиях областного совета акцент делался в основном на достигнутых успехах, а на партийных конференциях говорилось о проблемах и недостатках.

По словам Руденко, ценнейший информационный массив — партийные документы, поступившие в фонды областного архива после августа 1991 года, был практически весь засекречен, поэтому рассекречивание партийных документов стало одной из основных задач. В период с 1995 года грифы секретности были сняты с 230 тысяч дел.

На секретном хранении оставлены только документы центральных органов, рассекречивать которые региональные комиссии не имеют права. В фондах мурманского обкома КПСС есть переписка с ЦК КПСС, с министерствами, и на рассекречивание этих документов нужно согласие центра.

Как подчеркнул архивист, снятие грифа секретности не означает, что все документы стали доступны пользователям. В них нет государственной тайны, но полно конфиденциальной информации, поскольку в партии всегда большое внимание уделялось моральном облику коммуниста.

Так, в документах некоторых партийных конференций в качестве отрицательных примеров приводятся сведения о нарушении коммунистами партийной и государственной дисциплины, совершении аморальных поступков. Разглашение этих сведений может нанести моральный ущерб гражданам. Кроме того, в справках о работе с обращениями граждан приводятся примеры с указанием почтовых адресов заявителей, а это тоже конфиденциальная информация.

При этом Руденко указал на субъективность подхода к работе с конфиденциальной информацией, поскольку в действующих нормативно-правовых актах нет четкого определения, какая информация является закрытой, а какая — общедоступной.

«Даже на заседаниях нашей межведомственной комиссии по рассекречиванию бывают дискуссии — рассекретить дело без ограничений или установить ограничения на доступ к документам», — сказал архивист, подчеркнув необходимость документа, в котором было бы ясно прописано, какие сведения должны быть общедоступными, а какие подлежат защите.

Для того чтобы пользователь мог работать с документами, в которых некоторые листы имеют ограничение на доступ, при подготовке к выдаче документов отдельные листы закрываются конвертами, однако это, по словам архивиста, очень неудобно и не гарантирует того, что пользователь не увидит закрытый лист.

В таких случаях целесообразно оформлять тематический запрос или заказывать копии. Тогда будет исключен непосредственный контакт пользователя с документом, а исполнитель включит в материал только те листы, на которые нет ограничения.

Напомним, в августе 1991 года партийные архивы были переданы в ведение архивных органов РСФСР вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда.

Под рассекречиванием документов понимается снятие ранее присвоенных им грифов секретности и введенных ограничений на доступ к ним. Документы рассекречиваются, если они не содержат государственной тайны или, в связи с изменением обстоятельств, дальнейшая защита содержащихся в них сведений является нецелесообразной.

Рассекречивание документов, содержащих сведения о личной жизни граждан или их персональных данных, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, касающимися соблюдения прав и свобод личности в Российской Федерации.