Ученые МГУ узнали состав металлов древних артефактов Новгорода
Междисциплинарное исследование химического состава металлических изделий, обнаруженных при раскопках в Новгороде, провели специалисты МГУ, 7 декабря сообщает пресс-служба университета.
Раскопки столицы северной Руси — Великого Новгорода, проводимые с 1932 года, дали богатейший археологический материал, который тщательно изучался и изучается, однако в таких исследованиях преобладало использование классических методов археологии — типологическая, хронологическая и технологическая атрибуция находок.
При этом химический состав металла найденных изделий оказался исследован в меньшей степени, тогда как такие данные позволяют выявить сырьевые источники новгородских ремесленников и динамику поступлений цветных и драгоценных металлов в местные мастерские в X-XV веках.
Доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Наталья Ениосова рассказала о значении химического анализа древних металлических артефактов:
«Расширение имеющейся базы данных о составе металла с применением современных методов анализа и интерпретация полученной информации с учетом геологических данных о потенциальных источниках сырьевой базы являются актуальными задачами исследования христианских и языческих древностей».
Проведенные учеными МГУ исследования дали новую информацию о химическом составе находок, сделанных в новгородских раскопах. Исследование образцов производилось методом энергодисперсионного рентгенофлуоресцентного анализа (РФА-ЭД).
Оно стало первым этапом междисциплинарного проекта НОШ МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия», в котором были задействованы сотрудники исторического, геологического, химического и биологического факультетов МГУ.
Ученые исследовали состав нательных крестов, крестов-энколпионов (двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри которых помещались почитаемые реликвии), подвесок-иконок, накладок-иконок, панагий (образ Богоматери, носимый архиереями на цепочке на груди), змеевиков (подвесные амулеты), деталей хоросов (одноярусное или многоярусное паникадило, каждый ярус которого сделан в форме обода колеса), фрагментов оклада иконы, кацеи (ручная кадильница), ампулы (сосуд для хранения мира, св. воды и др. священных жидкостей), а также амулетов, ножен, ложечек и игольников.
Междисциплинарное исследование христианских и языческих древностей средневекового Новгорода показало, что для их производства использовали не менее 11 групп сплавов на основе меди, серебра, свинца и олова, а также чистые металлы.
Среди исследованных образцов преобладают изделия из оловянно-свинцовой бронзы с низким содержанием легирующих компонентов, также широко представлены многокомпонентные сплавы, свинцовые латуни и изделия из олова.
Гораздо реже встречаются предметы из серебра, чистой меди и бинарных сплавов. В целом установленные данные соответствуют динамике использования сырья в местных ювелирных мастерских, что доказывает их новгородское происхождение.
Сделаны пока предварительные выводы. Они будут дополняться сравнительным анализом аналогичных предметов, найденных на территории Древней Руси, Западной Европы и Византии. Это позволит выявить не только продукцию местных мастеров, но и изделия, попавшие в Новгород благодаря ближним и дальним контактам.
Также запланированы исследования металлических артефактов методами свинцово-изотопного анализа и масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой, которые позволят выявит микропримеси, что в свою очередь даст возможность установить связь металла изучаемых изделий с существовавшими в то время рудными источниками и оценить динамику поступления ювелирных металлов в новгородские мастерские за шесть столетий.