Христиане Ливана вышли защитить своего лидера от допроса по перестрелке

Сотни сторонников партии христианских «Ливанских сил» перекрыли дороги к резиденции лидера Самира Гиагеи, поскольку он не явился на допрос из-за перестрелки с шиитами в Бейруте, 27 октября сообщает агентство Reuters.
Гиагея был вызван на допрос из-за заявлений «Хезболлы» и ее союзника — движения «Амаль» о том, что сторонники «Ливанских сил» застрелили семерых шиитов в столкновениях 14 октября. Политик на допрос не явился, и его адвокаты подали в суд, утверждая, что повестка была незаконной.
Гиагея опроверг эти утверждения и заявил, что его несправедливо преследуют за поддержку судьи Тарека Битара, против которого выступают «Хезболла» и «Амаль». Судья Битар расследует дело о взрыве в порту Бейрута в августе 2020 года.
«Мы никому не позволим, ни» Хезболле», ни Ирану, ни Сирии, ни кому-либо другому пытаться подчинить нас», — заявил агентству Reuters протестующий в поддержку политика Фади.
«Мы здесь сегодня, в 2021 году, приносим жертвы Самиру Гиагее точно так же, как он пожертвовал собой ради нас в 1994 году, чтобы Ливан мог остаться и мы могли остаться», — сказал Фади, который не назвал свою фамилию.
Гиагея — бывший военачальник, он был заключен в тюрьму после гражданской войны в Ливане 1975—1990 годов и освобожден в 2005 году, после вывода сирийских войск из Ливана после трех десятилетий оккупации.
«Только ливанские силы могут защитить Восток [Бейрут]», — скандировали сторонники, используя лозунг военного времени, придуманный, когда Бейрут был разделен между христианским востоком, управляемым ополчением «Ливанские силы», и мусульманским западом, где господствовали другие ополченцы.
Столкновения 14 октября произошли на бывшей разделительной линии между районами Бейрута Тайуна и Айн-эль-Ремманех. Стрельба началась, когда сторонники «Хезболлы» и ее союзника «Амаль» собирались на демонстрацию против ведущего следователя по делу о взрыве в порту.
Гиагея заявил, что проблемы начались, когда сторонники шиитских партий вошли в христианский район Айн-аль-Ремманех, где они начали громить автомобили и четверо жителей были ранены до того, как был произведен выстрел.
Судья в понедельник обвинил 68 человек, в том числе 18 задержанных, в убийстве и разжигании межконфессиональной розни в ходе столкновений и передал дело военному следственному судье. Их политическая принадлежность, если таковая имеется, остается неясной.
История вопроса
4 августа в столице Ливана произошел один из самых мощных неядерных взрывов в истории — в порту Бейрута загорелся и взорвался склад, на котором хранилась пиротехника и 2750 тонн аммиачной селитры.
В результате взрыва мощностью более 400 тонн в тротиловом эквиваленте один из крупнейших портов Ближнего Востока оказался почти полностью уничтожен. Были разрушены и повреждены дома и общественные здания во всех окружающих районах. В отделенных районах Бейрута выбило стекла в домах, а грохот взрыва был слышен даже на Кипре.
Подтвержденное число жертв взрыва на утро 6 августа составляло 140 человек. Ранения получили более 4000 жителей Бейрута, и многие из них находятся в тяжелом состоянии. Город остался без электричества, а весь Ливан — на грани голода из-за уничтоженного взрывом трехмесячного запаса зерна, который хранился в порту.
На данный момент официальными лицами уже описана приблизительная картина трагедии. Взрывоопасный груз оказался в порту еще в 2014 году — его сгрузили с арестованного судна Rhosus, которое везло селитру из Грузии в Африку и остановилось в Бейруте. На том же складу оказалась пиротехника. А 4 августа 2020 года на складе производились сварочные работы, из-за которых сначала загорелась пиротехника, а затем сдетонировала селитра.
Таможня Ливана уверяет, что несколько лет требовала реэкспортировать груз, однако правительство для этого ничего не сделало. Руководство порта ссылается на решение суда, который требовал хранить груз на складах до решения о его продаже, и уверяет, что не знало, насколько аммиачная селитра опасна.
Де-юре всю ответственность за произошедшее несет правительство Ливана, в непосредственном управлении формально находится порт Бейрута. Но страну много лет раздирает политический кризис, состав правительства многократно менялся, и портом реально руководил неформальный совет из представителей диаспор, религиозных групп и прочих «авторитетных лиц». Как и почти всем в Ливане.
Интересно, что в день трагедии международный трибунал по Ливану в Гааге должен был вынести приговор в отношении подозреваемых боевиков шиитской «Хезболлы», которые обвиняются в организации взрыва, жертвой которого в 2005 году стал премьер-министр Ливана Рафик аль-Харири.
Оглашение приговора было перенесено, но само такое совпадение, еще и на фоне очередного военного обострения на израильско-ливанской границе, вызвало много вопросов как в Ливане, так и за его пределами.
Впрочем, действующий премьер-министр Ливана Хасан Диаб пообещал провести справедливое расследование обстоятельств трагедии и наказать всех виновных. Однако от международной помощи в расследовании правительство уже отказалось.
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER