В КГБ опасались большой крови в Москве в 1991 — Кургинян

Изображение: © Центральное телевидение СССР
ГКЧП А. И. Тизяков, В. А. Стародубцев, Б. К. Пуго, Г. И. Янаев, О. Д. Бакланов
ГКЧП А. И. Тизяков, В. А. Стародубцев, Б. К. Пуго, Г. И. Янаев, О. Д. Бакланов

Владимир Крючков, председатель КГБ СССР, ожидал антисоветские вооруженные выступления в Москве, следует из статьи философа, политолога и лидера движения «Суть времени» Сергей Кургинян «Человеческое, слишком человеческое…», опубликованной 19 августа в газете «Суть времени».

Политолог вспоминает, как на закате перестройки докладывал членам правительства СССР и Политбюро ЦК КПСС о готовящихся в Москве «эксцессах» — вооруженных провокациях оппозиции.

Кургинян пишет: «На одной из таких встреч я наблюдал за поведением Владимира Александровича Крючкова, который со свойственным ему непроницаемым видом заслушал мой доклад о готовящихся эксцессах в Москве, а потом спросил: «А почему Вы думаете, что эти эксцессы будут протекать по румынскому, а не по венгерскому варианту?».

Крючков был помощником Юрия Андропова еще до того, как тот занял пост председателя КГБ СССР в 1967 году. В 1956 году Крючков вместе с Андроповым, советским послом в Венгрии, был свидетелем событий в Будапеште 1956 года, указывает эксперт. Восстание было жестко подавлено советскими войсками, а «те, кто наблюдал этот переворот со всеми его жестокостями, были впечатлены происходившим на всю оставшуюся жизнь».

Реализация «венгерского варианта» требовала беспощадного подавления мятежников. Крючков же, указывает Кургинян, в отличие от Лаврентия Берии и Павла Судоплатова, не был готов проливать чужую кровь. «Поразительным образом вся комитетская верхушка [КГБ СССР] состояла из людей, наделенных очень многими добродетелями. Людей способных и даже мужественных. Единственное их плохое качество заключалось в том, что они были хорошими людьми в полном смысле этого слова», — характеризует он Крючкова и его помощников.

По словам Кургиняна, на закате перестройки не было силы, готовой «лить кровь», как в Венгрии 1956 года: ни «андроповский» КГБ, ни военные, «обсуждавшие на своих съездах только собственное социальное положение» не хотели защищать социализм. «Все уже хотели капитализма», — подчеркнул Сергей Кургинян.

Напомним, «румынский вариант» — это антикоммунистическое восстание в Румынии в 1989 году, которое привело к свержению президента Социалистической республики Румынии (СРР) Николае Чаушеску, суду над ним и его женой Еленой Чаушеску и их расстрелу. Армия, а затем и Секуритате, Департамент государственной безопасности СРР, перешли на сторону восставших.

Под «венгерским вариантом» подразумевается вооруженное восстание против коммунистического правительства в Венгрии в 1956 году. Оно было подавлено советскими войсками под командованием маршала Георгия Жукова. Решение о введении в Венгрию советских войск поддержали правительства ГДР, Болгарии, Чехословакии, Польши, Китая, Югославии и Румынии.

Мятежники пытали и убивали коммунистов и сотрудников госбезопасности Венгрии с особой жестокостью, развешивая трупы на фонарных столбах. Считается, что вид сотрудников спецслужб, повешенных на фонарных столбах, оказал большое влияние на мировоззрение тогдашнего посла СССР в Венгрии Юрия Андропова.

Павел Судоплатов (1907–1996 года) — советский разведчик, диверсант, сотрудник ОГПУ, перед арестом в 1953 году — генерал-лейтенант МВД СССР. Знаменит ликвидацией руководителя Организации украинских националистов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Евгения Коновальца и организацией убийства Льва Троцкого.

Читайте также: Человеческое, слишком человеческое…