Что символизирует сердце? Журналист из Катара разобрался в вопросе
Процессы в символической сфере заметно повлияли на символику сердца в сознании и восприятии людей. Свой подход к семантической «эволюции» сердца представил катарский журналист Уисам ас-Сейед 14 марта в материале для катарского информагентства Аль-Джазира.
Представления о смысле и функции внутренних органов человека, особенно сердца, заметно менялись по мере разворачивания человеческой истории, и не только развитие естественных наук меняло эти представления, пишет журналист.
Египтяне «взвешивали» в воображаемом мире сердца умерших. Для этого при мумификации сердца извлекались и складывались в специальные сосуды рядом с телом. В загробном мире сердце достойного человека должно было уравновесить перо богини Маат.
Греческая традиция опиралась в своей интерпретации на положение органов друг относительно друга. Раз сердце находится посередине между мозгом, вместилищем разума, и телесным низом, гениталиями, печенью, пищеварительной системой, то его функция — связующее звено. По мнению профессора Стенфордского университета Паулы Финдлен, этой версии придерживались греческие мыслители Аристотель и Гален.
Римское естествознание обогатило культуру человечества представлением о том, что сердце соединено артерией с безымянным пальцем левой руки, пишет Уисам ас-Сейед. Европейский обычай носить обручальное кольцо на левой руке восходит к римским представлениям об анатомии.
В Средние века распространилось убеждение, что именно сердце в человеческом теле является вместилищем души. Тело умершей в 1308 году монахини Клэр Монтефалько вскрыли в поисках физических признаков святости. Даже якобы нашли на сердце «небольшие религиозные символы».
В эпоху Возрождения начала заявлять о себе современная наука, пути природного и символического начали расходиться. Леонардо да Винчи рассекал, подробно исследовал и зарисовывал тела умерших людей, создал стеклянную модель сердца и усомнился в моделях, унаследованных из античности.
Современные научные представления базируются на разработках английского врача Уильяма Гарвея, опубликовавшего свой трактат о кровеносной системе в 1628 году.
Тем временем, лирика менестрелей прославляла любовь и требовала от мужчин преданности единственной возлюбленной. В 1344 выходит рукопись «Романа об Александре» Ламбера-ле-Торта, один из множества рисунков книги содержит символическое изображение сердца — красавица поднимает его, брошенное к её ногам, мужчина прижимает руки к «опустевшей» груди.
По данным Уисама ас-Сейеда изображение из рукописи Ламбера-ле-Торта стало каноническим и вызвало бум подражаний по всей Европе.
Символизм сердца связан со средневековыми иконами, на которых оно часто изображалось, считает профессор Оксфордского университета Питер Стюарт. В качестве примера профессор Стюарт привел икону Екатерины Сиенской из французского музея изящных искусств.
При этом античность изобилует аналогичными по форме знаками, не нагруженным серьезным смыслом — в керамике, вазах для вина. Нынешнее изображение, по мнению профессора, восходит к абстрактной версии листа плюща.