В России нет цензуры в кино, есть личные страхи — продюсер Роднянский
В России нет цензуры кино, есть страхи участников киноиндустрии, заявил российский продюсер Александр Роднянский в интервью, опубликованном 11 сентября в журнале «Искусство кино».
На вопрос, есть ли в России цензура или самоцензура, кинематографист отметил, что «в атмосфере есть, а системы нет. Скажем, такого механизма, как на телевидении, конечно, нет. Все-таки телевидение — многослойная и сложно устроенная индустрия, там, безусловно, есть огромное количество фильтров, через которые проходят замыслы, и легко привести в действие инструмент цензуры».
По его словам, единственным цензурным фильтром является финансирование. То есть при подаче проекта на финансирование в Министерство культуры или Фонд кино, которые являются госструктурами, теоретически их могут «зарезать». Однако до недавнего времени, подчеркнул Роднянский, эти организации «финансировали вполне достойные картины».
Более того, сам продюсер обратился в Фонд кино за поддержкой финансирования фильма «Елена» Андрея Звягинцева, так как понимал проблемность этого проекта. Кинематографист рассчитывал, что участие государства защитит авторов картины, но все произошло наоборот. Это вызвало еще большую критику со стороны общества, которое обвинило в использовании государственных денег для «антигосударственного кино».
«Поэтому в кино института цензуры нет — больше личных страхов. Условно говоря, никто не помешает, если есть свое финансирование, делать картину Андрея Звягинцева, я имею в виду, любую политическую, сложную, никто не помешает, не запретит. Могут быть сложности при выходе в прокат, но тоже никто не помешает выпустить в кинотеатры, пусть ограниченный. Думаю, что такой фильм получит свое удостоверение национального фильма, никто не помешает, как в советские времена», — заявил Роднянский.
Он признал, что есть исключения, которые, в свою очередь подтверждают правила. Так, например, многосерийный фильм «Дау» Ильи Хржановского, который разрешили к прокату лишь частично. По мнению продюсера, эта картина является особым проектом, в котором есть и «вполне вегетарианские серии». Жесткие эпизоды могли быть выпущены с такими же жесткими возрастными ограничениями.
Таким же исключением является ситуация с прокатом фильма «120 ударов в минуту», но это является уже не вопросом киноиндустрии, а «значительно более широкого контекста», то есть запрета в России пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.
«Но я настаиваю — важен и испуг дистрибьюторов: они могли бы купить и попробовать прокатать. Показывали же этот фильм пару раз в России, но, действительно ни одна дистрибьюторская компания не приобрела, и это было, конечно, жаль», — подытожил Роднянский.