1. Классическая война
  2. Ядерная доктрина США
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Союзников США предложили отвадить от Китая ядерными ракетами

Х. Бейнс. Встреча после битвы при Ватерлоо. 1820
Х. Бейнс. Встреча после битвы при Ватерлоо. 1820

Какие цели преследует Китай, так стремительно наращивая свой ядерный потенциал, и не пора ли помочь американским союзникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе обзавестись собственными ядерными арсеналами, — ответы на эти вопросы искал и нашел Деметрий Севастопуло, глава вашингтонского бюро англо-японской газеты Financial Times. Его статья с развернутым набором аргументации и ссылками на авторитетные мнения экспертов опубликована 15 ноября на сайте издания.

Как говорится в статье, бывший китайский посол по разоружению Ша Цзукан однажды заявил, что Китаю, возможно, придется скорректировать свою политику по вопросу неприменения первым ядерного оружия в отношении США. Как минимум, до тех пор, пока Вашингтон и Пекин не достигнут взаимопонимания по этому вопросу.

Тема подвижности руководящих принципов применения Китаем ядерного оружия, оказывается, была поднята не вдруг, ее уже обсуждали в военных кругах: «Один китайский генерал как-то сказал американским экспертам, что Китай не может отказаться от принципа „неприменения первым“ из соображений репутации, но когда дойдет до дела, НОАК найдет „оперативные обходные пути“», — сообщил Джеймс Малвенон, эксперт по НОАК в компании SOS International, подрядчике Пентагона, специализирующимся в вопросах обороны и разведки.

По мнению Випина Наранга, эксперта по ядерной безопасности из Массачусетского технологического института, Китай форсирует «сногсшибательное» развитие своего ядерного потенциала, потому что считает, что «риск войны с США с применением конвенционных вооружений сейчас выше, чем когда-либо прежде».

Как следует из дальнейших слов эксперта, приведенных в статье Financial Times, НОАК накачивает свой ядерный потенциал, чтобы лишить Пентагон надежды на возможность нанесения по КНР безответного ядерного удара — суперсовременные составляющие китайской «ядерной триады» должны обеспечить Пекину гарантированную возможность причинить Америке урон, несовместимый с государственным существованием.

Загнав США в т. н. «ядерный тупик», Китай надеется, по мнению эксперта, обеспечить себе свободу действий против американских союзников в регионе: «самый большой риск — это уже не ядерный обмен, а крайне интенсивная война при помощи обычных вооружений, когда Китай расчехлит свой огромный арсенал конвенционных ракет на азиатском театре военных действий, не опасаясь ядерной угрозы со стороны США», — говорится в статье, и это переворачивает всю американскую стратегию в регионе.

По словам Чарльза Ричарда, командующего ядерными силами США, все оперативные планы Пентагона основывались на непоколебимой уверенности в том, что ядерный потенциал США имеет сдерживающий фактор: «Если ядерное сдерживание не работает, ни один из наших планов и никакие другие возможности, которые у нас есть, не сработают», — сказал адмирал.

Таким образом, выстраивается новая стратегическая последовательность: Китай неотвратимо наращивает свои запасы ядерного оружия, а эти запасы лишают США возможности использовать ядерный шантаж для сдерживания Китая; и если не сдерживаемый Америкой Китай почувствует свободу расправляться с американскими союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то не пора ли уже позволить этим союзникам защищаться самостоятельно, и не помочь ли им обзавестись собственными ядерными ракетами?

А вот как раз и Роберт Суфер, высокопоставленный чиновник администрации Трампа по вопросам ядерной политики, говорит, что Китай и вправду хочет повысить «взаимную уязвимость» с Америкой именно для того, чтобы подорвать альянсы США, и Америке теперь придется выбирать: «Или Япония, Южная Корея и Тайвань смогут получить ядерное оружие, или они начнут приспосабливаться к Китаю», — говорит Суфер.