Fujitsu спровоцировала «крупнейшую судебную ошибку в истории» Британии

Луи-Леопольд Буальи. Приезд почтовой кареты. 1803
Луи-Леопольд Буальи. Приезд почтовой кареты. 1803
Луи-Леопольд Буальи. Приезд почтовой кареты. 1803

Скандал, всколыхнувший британское общество, разразился после вскрытия «крупнейшей судебной ошибки в истории страны», сообщает 11 января The Japan Times.

Японская компания Fujitsu создала ИТ-систему Horizon, и предоставило ее британцам. В результате этого в период с 1999 по 2005 год около 700 менеджеров местных почтовых отделений Великобритании были ошибочно осуждены за кражи и фальсификацию бухгалтерского учета.

Правительство Великобритании, которое планирует реабилитировать всех жертв ошибки, предупредило, что компания будет «привлечена к ответственности», если расследование признает ее виновной в правонарушениях.

Одновременно с этим британские законодатели требуют пересмотреть миллиардные государственные контракты с Fujitsu после вспышки общественного возмущения, вызванного популярной телевизионной передачей, вышедшей в эфир на прошлой неделе, и раскрывшей детали скандала.

Законодатели должны подвергнуть допросу боссов Fujitsu на следующей неделе, когда они предстанут перед специальной комиссией парламента Великобритании, которая тщательно изучает расходы правительственного департамента бизнеса.

«Мы полны решимости выяснить, ставит ли Fujitsu прибыль превыше интересов людей, — заявил председатель бизнес-комитета, член парламента от лейбористской партии Лиам Бирн, — Кто-то, должно быть, знал, что что-то не так, в то время как жизни невинных людей были разрушены ложными доказательствами».

«Поэтому мы должны знать, кто в Fujitsu что и когда знал, и, что особенно важно, сделали ли они предупреждения или скрыли правду», — добавил он.

Представитель Fujitsu заявил, что компания «полностью привержена поддержке расследования, чтобы понять, что произошло, и извлечь из этого уроки».

Они добавили, что Fujitsu «принесла извинения за свою роль» в страданиях субпочтмейстеров — руководителей местных почтовых отделений.

Государственное почтовое отделение Соединенного Королевства начало установку Horizon IT в конце 1990-х годов, но недостатки в его программировании показали, что деньги пропадали со счетов филиалов почт, хотя этого не происходило в действительности.

Руководители почтовой службы, отказавшись признать проблемы с программным обеспечением, заставили работников погасить недостачу.

Ложные обвинения привели к тому, что некоторые менеджеры были заключены в тюрьму, обанкротились, потеряли свои дома и здоровье.

Четыре человека покончили с собой, а десятки тех, кто был реабилитирован, умерли, так и не очистив свои имена.

Высокий суд Англии и Уэльса в 2019 году постановил, что за пропажей денег стояли компьютерные ошибки, а не преступное деяние.

Правительство Великобритании объявило в среду, что оно в одностороннем порядке отменит все обвинительные приговоры и предложит авансовую компенсацию в размере 600 000 фунтов стерлингов (68 млн руб.) каждому пострадавшему.

За последние годы правительство уже выплатило почти 150 миллионов фунтов стерлингов (17 млрд руб.) более чем 2500 жертвам скандала.

Независимое общественное расследование, проведенное в 2021 году, еще не пришло к выводу, кто конкретно в почтовом отделении или Fujitsu знал, что происходит.

Министры правительства предложили Fujitsu покрыть часть выплат, если ее вина будет доказана.

«Мы твердо убеждены, что частные лица и предприятия будут привлечены к ответственности за одну из крупнейших судебных ошибок, которые когда-либо видела эта страна, — заявил в среду представитель премьер-министра Риши Сунака, — Мы не отступим от этого. Но это правильно, что мы позволяем независимому расследованию получить факты, изложить их, а затем мы сможем действовать».

Fujitsu, штаб-квартира которой находится в Токио, является одним из крупнейших в мире поставщиков ИТ-услуг с годовым доходом около 27 миллиардов долларов.

Компания предоставляет ИТ-услуги нескольким правительственным ведомствам Великобритании, включая министерства внутренних дел, иностранных дел и охраны окружающей среды.

Согласно данным, собранным аналитиками компании Tussell, которая отслеживает государственные расходы, с 2012 года фирма выиграла 197 контрактов от британского правительства на общую сумму $6,8 млрд.

Сюда входит контракт на сумму почти 2,4 миллиарда фунтов стерлингов (275 млрд руб.) на саму систему Horizon, а также несколько соглашений на общую сумму 1 миллиард фунтов стерлингов (115 млрд руб.) с налоговым и таможенным департаментом.

По словам Тасселла, у Fujitsu также есть дюжина контрактов с Министерством обороны на сумму 582 миллиона долларов (52 млрд руб.).

Как показывают данные Tussell, ИТ-компания получила свой последний контракт от правительства Великобритании совсем недавно, в прошлом месяце.

Депутат-консерватор Марк Франсуа заявил парламенту, что правительству следует пересмотреть все свои контракты с Fujitsu и «рассмотреть возможность их приостановки», если компания «не будет поступать правильно».

«Такие разговоры нам следует провести, когда мы точно определим, кто несет ответственность, — сказал в ответ министр бизнеса Кевин Холлинрейк, — Мы не сможем сделать это еще в течение нескольких месяцев, но мы стремимся сделать это как можно скорее».