Эксперт: общество не готово к ЧП в школах

Ждём деда Мазая. Цитата из м/ф «Дедушка Мазай и зайцы». СССР, 1980
Ждём деда Мазая. Цитата из м/ф «Дедушка Мазай и зайцы». СССР, 1980
Ждём деда Мазая. Цитата из м/ф «Дедушка Мазай и зайцы». СССР, 1980

Субъекты образовательного процесса и российское общество в целом не готовы к ситуациям, подобным тем, что произошли в школах Перми и Улан-Удэ. Об этом 19 января в ходе организованной Общественной палатой Челябинской области (ОПЧО) онлайн-трансляции заявил представитель профсоюза работников образования Владимир Конников, передает корреспондент ИА Красная Весна.

Выступая в рамках проекта «Час с экспертом», Конников отметил, что любой вопрос безопасности детей, будь то школа или улица, должен решаться системно. Сегодня для школ существует множество предписаний, предусмотрены отчеты, периодические проверки, но фактически за конкретными нарушениями следуют отдельные наказания, системно же проблемы не решаются.

«У нас получается — пришли, посмотрели, выявили, кого-то наказали, забыли. Это ситуативный подход», — сказал Конников.

Все субъекты образовательного процесса — родители, учителя, администрация, сами учащиеся — должны быть готовы к тому, что подобные ЧП возможны. В данный момент такой готовности нет, подчеркнул он.

«И общество в целом на сегодняшний момент не готово, что такие ситуации возникают. Поэтому здесь надо привлекать всех, педагогов, родителей», — добавил эксперт.

С Конниковым солидарна и член ОПЧО Нина Горланова, ранее руководившая управлением социальной политики законодательного собрания региона. Она отметила, что в России в настоящее время разрушена служба психолого-педагогического сопровождения.

Педагогам попросту некогда вникать в проблемы, конфликты школьников, обращать внимание на случаи агрессивного поведения. Учителя-предметники «свой предмет провели и убежали», отметили эксперты.

«Ответственность должен нести каждый: и охранник, и психолог, и учитель, и родитель, и сам ученик», — считает Горланова.

Напомним, 15 января два вооруженных подростка вошли в одну из школ города Перми и напали на четвероклассников и их учителя. Ножевые ранения получили 12 человек: девять школьников, педагог и сами злоумышленники, которые ранили друг друга. Позже им предъявили обвинение в покушении на групповое убийство.

Похожий случай произошел 19 января в школе города Улан-Удэ. Вооруженный девятиклассник напал на школьников и поджег помещение. В больницу попали семь пострадавших. В ситуации разбираются правоохранители.

Комментарий редакции

В современной педагогической среде выход из сложившейся ситуации пытаются найти в сопровождении уже сложившегося девиантного поведения. Упор делается на подбор средств, направленных на выход из сложившейся конфликтной ситуации, т.е. внедряется медиация.

Но работать надо не со следствием конфликта, а с причиной возникновения. Причина же кроется в отсутствии организованной, совместной, коллективной деятельности, направленной на достижение правильных и нужных другим людям, обществу целей.

Подростки лишены возможности творить, созидать, действовать и получать удовлетворение от достигнутого. Нет объединяющей идеи и смысла деятельности.

Остаётся только бессмысленное существование, пустота, которые очень быстро заполняются агрессией, ненавистью. А регулятором этого существования становятся правила выживания в стае, где лидирует сильнейший.