1. Экономическая война
  2. Выборы в Японии
Токио, / ИА Красная Весна

Повышение налога в Японии на прирост капитала несет скрытые проблемы — JT

Изображение: © ИА Красная Весна
Кисида и деньги
Кисида и деньги

Проблема растущего неравенства и вопрос о том, как с этим бороться, приобрели большое значение в ходе завершившейся избирательной кампании в нижнюю палату японского парламента, написал журналист Кадзуаки Нагата 30 октября в своей статье на сайте газеты The Japan Times.

Даже правая Либерально-демократическая партия включила соответствующую политику в свой манифест, отмечает журналист. Но одна мера, которая ранее казалась ключевым пунктом новой политики, в предвыборной программе ЛДП отсутствовала. Премьер-министр Фумио Кисида внезапно не включил повышение налога на прирост капитала, хотя это было частью его программы в гонке за лидерство в ЛДП в конце сентября.

Несмотря на то, что в этот раз данный вопрос не был в центре внимания, он может актуализироваться в будущем, когда разные партии сосредоточатся на экономической повестке дня, ориентированной на перераспределение, считает Нагата.

Тем не менее эксперты поставили под сомнение, насколько эффективным будет повышение в плане перераспределения материальных богатств. Ставка налога на прирост капитала и дивиденды в настоящее время установлена на уровне 20%. Она также применяется и к другим финансовым доходам (например, проценты от сбережений). Этот подход отличается от подоходного налога, где ставка варьируется в зависимости от уровня дохода, при этом максимальная ставка в настоящее время установлена на уровне 55% — для тех, чей налогооблагаемый доход составляет 40 млн иен в год и более.

Поскольку финансовые доходы обычно составляют значительную часть общего дохода богатых людей, ставка налога на общий доход начинает снижаться, как только доход превышает ¥100 млн. По данным министерства финансов, в 2019 году эффективная налоговая ставка достигла максимума в 27,9% для тех, у кого общий доход составляет от ¥50 млн до ¥100 млн. При этом, она снизилась до 16,1% среди тех, кто заработал от ¥5 млрд до ¥10 млрд.

Некоторые оппозиционные партии, в том числе Конституционно-демократическая партия Японии, также призвали к повышению ставки.

«Когда вы зарабатываете более ¥100 млн и становитесь сверхбогатым, ваша ставка подоходного налога фактически падает. Как вы думаете, мы действительно можем получить понимание этого факта от общественности?», — заявил член КДП Акира Нагацума 17 октября.

Он также отметил, что в Японии просто слишком низкие ставки, поскольку в некоторых других богатых странах налоговые ставки на прирост капитала и дивиденды составляют около 30%. В качестве первоначальной меры Нагацума заявил о необходимости повышения ставки до 25%. Он отметил, что КДП стремится в конечном итоге объединить налог на прирост капитала с обычным подоходным налогом.

Учитывая сложившуюся ситуацию, повышение налога на прирост капитала может показаться способом заставить богатых платить больше, пишет журналист. Но отчет, опубликованный в 2018 году Исследовательским институтом Daiwa, основанный на данных за 2015 год, показал, что повышение налогов на самом деле больше всего затронет инвесторов из рабочего и среднего класса, а не богатых.

Согласно отчету, если бы ставка налога на прирост капитала выросла до 25%, это увеличило бы налоговые поступления примерно на ¥550 млрд. На тех, кто зарабатывает более ¥100 млн, придется около 105 млрд иен из этой суммы. Больше всего пострадают, вероятно, те, у кого доход составляет от ¥4 млн до ¥12 млн — налоговое бремя на эту группу составит около ¥200 млрд.

По данным Национального налогового агентства, средний доход наемных работников в Японии составил в прошлом году ¥4,33 млн.

Для людей, зарабатывающих более ¥100 млн, акции действительно составляют больший процент от их дохода. Тем не менее, есть довольно много людей с низким или средним уровнем дохода, которые инвестируют в акции, отмечает старший научный сотрудник Исследовательского института Daiwa Сюнго Корээда.

«Сумма налога на прирост капитала и дивиденды, которые они платят, может быть небольшой, но в сумме они берут на себя довольно много», — сказал эксперт. Таким образом, если налоговая ставка вырастет, инвесторы из среднего класса и ниже понесут еще большее бремя.

Онлайн-опрос, проведенный Японской ассоциацией дилеров ценных бумаг в июле, показал, что около 70% из инвесторов зарабатывали менее ¥5 млн.

Тем не менее, инвестирование в акции не настолько распространено в Японии, и уровень инвестиций отстает от уровня других стран, вроде США. Правительство Японии пыталось это исправить, поощряя инвестирования в финансовые активы. Таким образом, повышение налогов также может послать противоречивый сигнал, считают эксперты.

Данные Банка Японии показывают, что активы домохозяйств Японии по состоянию на июнь составили ¥1,99 квадриллиона. При этом на акции и инвестиционные фонды приходилось всего 10,5% и 4,5% от этой цифры соответственно. Около 53,8% составляли наличные деньги и сбережения.

«Реальность такова, что… в Японии до сих пор не очень распространена практика увеличения активов домашних хозяйств путем инвестирования в ценные бумаги. Учитывая это, вместо того, чтобы повышать налоговую ставку для получения большего дохода, я думаю, что более важно стимулировать инвестиции людей для развития рынков, что, естественно, увеличит налоговые поступления», — подчеркнул Корээда.

Поскольку повышение налога на прирост основного капитала вряд ли приведет к перераспределению богатств, некоторые политики предложили ввести ставку в зависимости от уровня финансовых доходов. Например, во время предвыборной агитации за лидерство в ЛДП Санаэ Такаити предложила повысить ставки для тех, у кого доход от финансовых активов составляет ¥500 тыс. или более.

Учитывая, что перераспределение богатств за счет повышения налога на прирост капитала не так просто, оно не должно происходить поспешно, и Кисида, похоже, тоже хочет этого избежать, считает директор по исследованиям Исследовательского института Mitsubishi Дайсукэ Каннари.

По его словам, правительству следует уделить время проработке деталей, чтобы оно могло внести изменения, которые способствовали бы перераспределению богатств людям с низкими доходами.