Численность мирового населения стабилизируется

Изображение: Варвара Раджабова © ИА Красная Весна
Демографическое падение
Демографическое падение

Численность мирового населения стабилизируется, сообщает 11 октября The Japan Times, публикуя большую обзорную статью по прогнозам демографов.

Большинство прогнозов демографов показывают, что пик численности человечества будет достигнут в XXI веке, поскольку люди предпочитают иметь меньшие семьи.

И все же сигналы тревоги звучат. В то время как защитники окружающей среды уже давно предупреждают о том, что на планете будет слишком много людей, теперь некоторые экономисты предупреждают о будущем со слишком малым количеством людей. Например, экономист Дин Спирс из Техасского университета написал, что «беспрецедентное сокращение» населения приведет к мрачному будущему с замедлением экономического роста и меньшим количеством инноваций.

Но демографы, с которыми я разговаривал, говорят, что эта обеспокоенность основана скорее на предположениях, чем на науке. Драматический коллапс населения вряд ли произойдет в течение следующих 100 лет, если не произойдет новая чума, ядерная война или что либо подобное. И если нам нужно больше творческих умов в мире, мы могли бы улучшить ужасную работу по воспитанию и обучению людей, которых мы уже воспитываем.

Прогнозы о будущих уровнях численности населения, которые не имеют большой погрешности, всегда следует воспринимать с долей скептицизма. Джоэл Коэн, математик, биолог и демограф из Университета Рокфеллера, хочет, чтобы демографические прогнозы рассматривались как настоящая наука с должным учетом неопределенности. Мы даже не знаем точного количества людей, живущих сейчас, отмечает он. Когда 15 ноября 2022 года ООН заявила, что численность населения превысила 8 миллиардов человек, это был «рекламный ход», говорит он.

Неопределенность при подсчете мирового населения составляет не менее 2%, что в сумме составляет около 160 миллионов человек и более. Поскольку население мира увеличивается максимум на 80 миллионов в год, мы могли бы достичь 8 миллиардов двумя годами ранее, или это может произойти не раньше 2024 года.

Бенджамин Франклин первым признал, что население может расти в геометрической прогрессии, и предсказал, что американские колонии будут удваиваться каждые 25 лет. В 1798 году английский экономист Томас Мальтус применил этот принцип во всем мире и ошибочно предсказал, что такие темпы роста будут продолжаться до тех пор, пока у нас не закончится еда и цивилизация не рухнет.

Эта линия пессимистического мышления может показаться знакомой тем, кто помнит книгу ученых Стэнфордского университета Пола и Энн Эрлих 1968 года «Демографическая бомба». Эрлихи прекрасно (и ошибочно) предвидели голодную катастрофу ХХ-го века. Они не смогли осознать, что технологические достижения могут удовлетворить растущие потребности и что женщины во всем мире в ближайшие полвека перейдут от рождения шести детей к чуть меньше чем двух детей каждая.

Сегодняшние прогнозы учитывают множество переменных и признают, что прирост населения выравнивается, а не резко возрастает, а затем резко падает. Некоторые из наиболее надежных прогнозов, по словам Коэна, исходят от демографов из ООН. Их последняя оценка показывает, что к 2100 году численность мирового населения достигнет уровня около 11 миллиардов человек.

Другая модель, созданная Институтом показателей и оценки здоровья (IHME) и опубликованная в The Lancet в 2020 году, показала более ранний, более низкий пик около 2064 года, составляющий 9,7 миллиарда человек, за которым последовал устойчивый спад, в результате чего численность людей снизилась примерно до 6 миллиардов к 2100 году. Коэна это не беспокоит — примерно столько же людей жило в 2000 году.

Этот неизбежный рост в ближайшем будущем беспокоит Дэниела Блюмштейна, эколога из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который является соавтором статьи 2021 года о том, как избежать «ужасного будущего» (в соавторстве, среди других исследователей, с Эрлихами). Проблемы роста человечества сложны, говорит он, и вызывают множество экологических проблем, некоторые из которых необратимы.

Блюмштейн отмечает, что инновации в сельском хозяйстве, которые Мальтус и Эрлихи не смогли объяснить, позволили нашему населению выйти далеко за пределы нашей экологической ниши — с непредвиденными последствиями. Пестициды, например, убивают пчел, необходимых для опыления сельскохозяйственных культур.

Общая картина: накопление отходов, особенно углекислого газа, наряду с разрушением среды обитания диких растений и животных, теперь угрожает людям больше, чем нехватка глобальных поставок продовольствия. Эти изменения усиливают обоснованную обеспокоенность по поводу появления климатических беженцев.

Есть также реальные причины для беспокойства по поводу того, как общество адаптируется к старению населения. Во многих странах пожилые люди составляют большую и растущую долю населения. Николас Эберштадт, демограф и экономист из Американского института предпринимательства, сказал, что большинство стран мира уже воспроизводят население ниже уровня воспроизводства, за исключением Ближнего Востока и стран Африки к югу от Сахары. Даже огромная численность населения Китая начала сокращаться, а рождаемость в Индии упала ниже уровня воспроизводства.

Люди не эгоистичны, выбирая меньшие семьи. Дарвиновская эволюция мощно запрограммировала нас на желание иметь потомство (или, по крайней мере, заниматься сексом), но женщины также наделены инстинктом ограничивать размножение тем числом людей, которых можно вырастить с высокой вероятностью успеха в жизни. Когда женщины рожают большое количество детей, это часто является результатом высокой детской смертности или отсутствия власти над собственной жизнью.

Те, кто предупреждает, что сокращение численности населения может снизить силу коллективного разума и нанести ущерб экономике, упускают из виду лучшее решение, чем рождение большего количества детей: лучше заботиться о тех, кто у нас есть.

По словам Коэна, около 22% детей в возрасте до 5 лет сегодня слишком малы для своего возраста, потому что они не получают достаточного количества необходимых питательных веществ для роста, а также потому, что глисты и инфекции конкурируют за недостаточное питание, которое они получают, сказал Коэн. Это может повлиять не только на тело, но и на мозг. Эберштадт обеспокоен будущим несоответствием между квалифицированными рабочими местами и недостаточно образованным населением.

Хорошая забота о следующем поколении — это логика, которую родители во всем мире применяют к своим семьям. И хотя это не решит всех наших экологических и экономических проблем, это хорошее начало — завершает статью обозреватель The Japan Times.